Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:

III. Генеральный план развития территории города

Планировочная структура

Город Белгород, заложенный как крепость для защиты южных рубежей Киевской Руси и Российской Империи, снова возвратил себе статус пограничного города и является центром контактной зоны России и Украины, что и определило содержание исторического фактора в развитии его планировочной структуры.

Белгород, в основном, занимает территорию двух склонов (бывшей Меловой горы и Харьковской горы) с севера и юга, спускающихся к реке Везелке в месте ее слияния с рекой Северский Донец. Склоны третьей горы (условно называемой «Западной») в настоящее время свободны от застройки (примерно на 2/3). Кроме того, в город входит территория на левом берегу Северского Донца, так называемый «Старый город», и усадебная застройка к северу, югу, западу и востоку от основного ядра города.

Планировочная структура отдельных районов города складывалась индивидуально под влиянием следующих факторов: временного (историческое развитие города) и природного (естественный ландшафт). Основные меридиональные направления (пр. Б.Хмельницкого, Красноармейская — Магистральная, Щорса, Корочанская и Волчанская) и основные широтные направления (ул. Сумская, ул. Губкина — Михайловское шоссе — ул. Макаренко и ул. К.Заслонова) имеют внешние выходы, вдоль которых исторически разместилась усадебная застройка (бывшие слободы, ранее вошедшие в территорию города). Вдоль западной границы города проходит федеральная автодорога Москва — Симферополь («Крым»). Существующие городские транспортные направления нуждаются в дублерах для улучшения транспортного обслуживания всех районов города.

Сложившаяся сеть основных линий железных дорог и долина р. Северский Донец делят территорию города на отдельные планировочные районы, условно названные Центральный, Южный, Западный и Восточный, а районы, насыщенные промышленными предприятиями и коммунально-складскими организациями, в западной и восточной частях города условно названы Западной и Восточной промышленными зонами.

Центральный планировочный район

В самой старой части города (севернее р. Везелки) сохранилась историческая сетка улиц с небольшими прямоугольными кварталами (150 x 250 м), застроенными двух-, трех-, и четырех-, пятиэтажными зданиями жилой и общественной застройки с встроенными и отдельно стоящими учреждениями обслуживания.

В последние годы здесь построены жилые дома повышенной этажности (9 – 18 этажей), а также офисные корпуса коммерческих и муниципальных зданий, контрастирующие с историческими объектами и памятниками архитектуры.

Севернее исторической части города в 50 – 60 годы прошлого века построены микрорайоны многоэтажной застройки (4-х и 5-этажной) со встроенными и отдельно стоящими предприятиями обслуживания.

В настоящее время многоэтажное строительство в районе ведется в квартале северо-западнее новой площадки университета, ограниченного улицами Гостенская – пр. Славы – Пушкина — Победы. В соответствии с решением о развитии застроенных территорий продолжается застройка кварталов по ул. Парковой — пр. Б.Хмельницкого, ул. Садовая — ул. Мичурина -ул. Павлова, ул. Харьковская – ул. Зареченская и др.

В северной части города располагается аэропорт, который по итогам работы за 2013 год был признан лучшим региональным аэропортом в России за выполнение международных стандартов обслуживания воздушных судов и пассажиров и вклад в развитие региона. В 2014 году завершилась реконструкция всех объектов инфраструктуры аэропорта. Южнее расположен автовокзал на пр. Б.Хмельницкого.

Железнодорожный вокзал размещается в центральной части города (на завершении Гражданского проспекта).

Южный планировочный район

В 70 – 80 годы прошлого века основное жилищное строительство в городе осуществлялось в южной части — на Харьковской горе. Здесь строились микрорайоны многоэтажных зданий (5 – 9 этажей и более) с учреждениями обслуживания, а также был построен общественный центр этого района. Планировочное решение более свободное, чем в исторической части города, очертания микрорайонов примерно отвечают характеру рельефа.

В настоящее время в южном планировочном районе ведется основное (по городу) многоэтажное жилищное строительство:

— построены микрорайоны «Луч» и «Предзаводской», «Молодежный»;

— завершается строительство микрорайонов «11», «Новый-2», квартала по ул. Лермонтова (»Тальвег»).

Расположенные в районе промышленные площадки (завод «Луч» и государственное учреждение поддержки предпринимателей) не нарушают экологию района.

В восточной части района находится большой лесопарк «Массив», в западной части лесопарк — «Архиерейская роща», парк «Южный» и бульвары. На территории лесопарка в микрорайоне «Новый» расположена велолыжероллерная трасса, которая подходит как для активного отдыха, так и для проведения соревнований высокого уровня.

Завершается коттеджное строительство в районах «Репное» и «Новый».

Западный планировочный район

Планировочная структура Западного района, предложенная в генеральном плане, композиционно обращена к историческому центру города и максимально учитывает сложный рельеф «Западной» горы (заовраженность и достаточно крутые склоны).

Система транспортных магистралей обеспечивает хорошие связи района с общегородским центром и другими районами, а также с Западной и Восточной промышленными зонами и общегородской рекреационной зоной.

При застройке района максимально учитывается рельеф местности: 5–7–9-этажные дома предлагаются к строительству на высоких отметках; 2–3–4-этажные блоксекционные дома (taun-haus) коттеджного типа на более низких отметках; у подножия «Западной» горы – коттеджная застройка микрорайона «Юго-Запад» и существующая усадебная застройка.

Жилищное строительство ведется на свободных от застройки территориях. Ввиду сложности освоения района многоэтажного жилищного строительства (необходимость строительства транспортных магистралей и подвода инженерных коммуникаций) начало строительства в этом районе переносится на расчетный срок генерального плана.

Общественный центр района расположен на самых высоких отметках и композиционно обращен к историческому центру города. В общественном центре будут размещены административные и финансовые организации, различные офисы, зрелищные и торговые комплексы, учреждения здравоохранения, обслуживания и др.

Западный планировочный район — самый лучший в экологическом отношении район города. Жилая застройка, предлагаемая в генеральном плане, — повышенной комфортности, максимально учитывающая рельеф местности (террасы, подпорные стенки). Намечается использование декоративных зеленых насаждений и архитектуры малых форм, фонтанов, бассейнов и др.

Гаражи индивидуальных легковых автомобилей предлагается размещать в первых этажах жилых зданий, максимально используя рельеф местности. При необходимости возможно строительство манежных гаражей (в общественных зонах).

Восточный планировочный район

Планировка восточной части территории г. Белгорода, так называемого «Старого города» (на левом берегу Северского Донца), выполнена небольшими прямоугольными кварталами капитальной малоэтажной и усадебной застройки.

Перспективные территории для развития жилищного строительства расположены вдоль Северского Донца и улицы Корочанской. В восточной части района продолжается застройка микрорайона «Восточный», имеющая смешанный тип застройки — коттеджную, малоэтажную, среднеэтажную.

Большая часть территории занята восточным промышленным районом.

Значительная часть района занята лесопарком «Сосновка» и учреждениями отдыха. На территории лесопарка планируется создание Мультипарка – всесезонной рекреационной зоны регионального значения.

Площадь территории Мультипарка составляет 1 230,5 га. Площадь земельных участков, планируемых для развития составляет 308, 4 га. В рамках разработки проекта планировки на территорию Мультипарка было выделено 23 земельных участка для развития площадью от 0,5 до 75 га.

Приоритетные направления развития:

— туристическая инфраструктура: размещение гостиниц, кемпингов, пансионатов, детских санаториев и оздоровительных центров;

— спортивная инфраструктура: размещение фитнес-центров, инфраструктуры для занятия триатлоном, центра водных видов спорта, гольф клуба, теннисных кортов, спортивных площадок для игры в волейбол, баскетбол, мини-футбол, открытых тренажерных залов);

— инфраструктура отдыха и развлечений: размещение зоопарка, пикник – парка, лодочных станций, яхт-клуба, площадки для проведения фестивалей и крупных событий, аквапарка, обустройство пляжных зон, создание веревочного парка, скалодрома, инфраструктуры для детского отдыха);

— инфраструктура общественного питания и обслуживания: размещение ресторанов, кафе (в том числе детских кафе), локальных объектов общественного питания (по продаже мороженного, воды и других).

Общественный центр

Общественный центр города размещается, в основном, в исторической части Центрального планировочного района и развивается в южном и северном направлениях.

Главная площадь города — Соборная площадь, главная улица — Гражданский проспект, главное пешеходное направление — Народный бульвар.

В северном направлении общественный центр города развивается в кварталах параллельно пр. Б.Хмельницкого.

Там разместились гостиницы, Дворец культуры, библиотека, университет, институты, больницы, театр кукол, кинотеатры, магазины, кафе.

В южном направлении городской общественный центр постепенно спускается к долине реки Везелки (торговая площадь — у универмага и рынка, административная — Соборная площадь, театральная площадь и площадь у диорамы «Курская битва») и далее через пешеходный мост общественный центр поднимается на Харьковскую гору, а дальше к общественному центру южной части города, в котором размещаются два Дворца спорта, кинотеатр, ресторан, телебашня.

Развитию городского общественного центра в западном направлении способствует строительство комплекса новых зданий университета, спортивной зоны и оздоровительного центра.

Началом развития городского общественного центра в восточном направлении можно считать здание Дворца культуры (на пересечении улиц Волчанской и Корочанской), а также открытую в 2014 году ледовую арену.

Большие территории в городской черте заняты карьерами строительных материалов, непосредственно связанных с промышленными предприятиями.

Зеленые насаждения общего пользования в городе достаточно разрознены: имеются парки (Центральный парк, парк в долине реки Везелки и по пр. Б.Хмельницкого), бульвары (Гражданский, Народный и в южном районе города), а также скверы. Для отдыха горожан используются некоторые озелененные овраги.

Городской стадион с трибунами на 13000 зрителей находится в центральной части города (у завода «Энергомаш»). Кроме того, спортивные сооружения размещаются в различных частях города: стадион юго-западнее комбината стройматериалов, стадион технологического института, два Дворца спорта в общественном центре южного района, спортивные площадки около заводов (например, у завода металлоконструкций и др.).

На склонах «Западной» горы – Ботанический сад. Лесопитомники расположены в восточной части города.

В центральной части города на реке Везелка продолжается обустройство набережной.

В целях реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года и 10 приоритетных направлений к городу удобному для жизни на территории города продолжается ежегодная работа по совершенствованию и актуализации Правил землепользования и застройки.

В 2016 году внесены изменения в Генеральный план развития городского округа «Город Белгород» до 2025 года, утвержденные Решением Совета депутатов города Белгорода от 26.12.2016 г. № 471.

Помимо изменений, внесенных в Генеральный план развития, в 2015–2016 годах были переработаны Правила землепользования и застройки в городе Белгороде в соответствии с требованиями гл. 4 Градостроительного кодекса РФ, в части:

 — приведения градостроительных регламентов видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в соответствие Классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 года № 540 (в редакции от 30.09.2015 года № 709);

 — дополнения градостроительных регламентов территориальных зон предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

 — на картах градостроительного зонирования векторизованы границы территориальных зон в целях приведения их в соответствие с функциональными зонами, определенными Генеральным планом развития городского округа «Город Белгород» до 2025 года. Работы проведены ФГАОУВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» на основании контракта заключенного управлением архитектуры и градостроительства администрации города Белгорода.

Так же продолжается систематизация градостроительной политики путем проектного управления и публичного рассмотрения инвестиционных проектов.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×