1. Пресс-служба
  2. Выступление мэра г. Белгорода К.А. Полежаева на 29-й сессии Совета депутатов города

Выступление мэра г. Белгорода К.А. Полежаева на 29-й сессии Совета депутатов города

О Программе социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" на 2015-2018 гг.

Добрый день,уважаемые члены президиума, депутаты. Дорогие горожане!

Разрешите представить вам Программу социально-экономического развития городского округа «Город Белгород» на период до 2018 года включительно. Программа составлена на основе нормативных документов регионального и местного уровня. Главными из них, являются, безусловно, Стратегия развития Белгородской области и Стратегия развития города Белгорода до 2025 года. Кроме того, в основу программы легли поручения Губернатора области Евгения Степановича Савченко, а также приоритеты, обозначенные им в ежегодном отчёте перед Белгородской областной Думой.

Дорогие друзья!

Вот уже почти три года мы поступательно идём к нашей цели – созданию города, удобного для жизни. Предлагаемая программа построена по принципу определения ключевых приоритетов такого города. Каждый житель города, независимо от социального статуса и возраста, должен получать качественные услуги, иметь возможности для саморазвития и профессионального роста, быть окружённым умной и эстетичной городской средой. Должен чувствовать свою ответственность за судьбу и развитие города, участвовать в его улучшении словом и делом. Выделение приоритетов, на мой взгляд, позволяет чётко определить задачи ближайшего периода.

10 приоритетов Города, удобного для жизни

  1. Эффективная экономическая политика
  2. Сбалансированное градостроительство
  3. Благоустройство дворов и создание комфортных общественных зон
  4. Цивилизованная транспортная система
  5. Здоровьесбережение
  6. Доступность образования
  7. Высококультурный горожанин
  8. Гражданская активность жителей
  9. Открытость для гостей и инвесторов
  10. Эффективная система управления

Указанные 10 приоритетов изложены в девяти разделах программы и проекте организационной структуры администрации города. В каждом из разделов приведён анализ развития основных сфер жизнедеятельности города, определены проблемные моменты и предложены пути их решения, а также приводятся ожидаемые результаты действий в количественных и качественных показателях.
Я не буду подробно останавливаться на аналитической части – успехи развития города вам хорошо известны, они являются заслугой всего городского сообщества и предыдущих руководителей города. Сразу сконцентрирую ваше внимание на содержательной части программы – то есть на существующих проблемах, которые необходимо решать, и на конкретных направлениях деятельности.

Первый раздел программы – эффективная экономическая политика.

На сегодня основные экономические показатели говорят о том, что Белгород выглядит достаточно неплохо на фоне других городов в сложившейся макроэкономической ситуации. Однако имеются некоторые негативные тенденции, которые необходимо преодолевать.

Так, несколько замедлился темп роста валового муниципального продукта на душу населения и составил 104,3 % за год. Опасения вызывает тот факт, что в структуре валового муниципального продукта наибольшую долю занимает оптовая и розничная торговля, а промышленность и строительство – менее 30 %. А это значит, что отраслевое деление экономики неравномерно, наблюдается снижение доли сектора материального производства. Также сложившаяся ситуация не позволяет говорить об успешной комплексной реализации политики импортозамещения.

Наблюдается спад в сфере строительства. Численность работающих в отрасли снизилась на 9 % и заработная плата – на 4,8 %. Однако эта тенденция не носит критический характер. Так, в 2014 году было введено значительно больше жилья, чем в предыдущем, – 272 тысячи квадратных метров.

Таким образом, в решении задач развития экономики на ведущем месте должно быть поддержание работы стройиндустрии. Необходимо стимулировать бизнес средних и мелких компаний, белгородского производителя стройматериалов.

Один из основных индикаторов состояния экономики – средняя заработная плата – растёт незначительными темпами, которые ниже, чем реальная инфляция. В августе 2015 года средняя заработная плата на крупных и средних предприятиях города сложилась в размере 29 тыс. рублей, что на 4 % выше показателя августа 2014 года. Общий фонд оплаты труда возрос лишь на 2,2%. Не в полной мере удаётся выполнить поручение Губернатора области, связанное с повышением заработной платы на 20%. Незначительные темпы роста фонда оплаты труда и достаточно низкий уровень безработицы свидетельствует о стагнации такого показателя, как производительность труда.

В I полугодии 2015 года отмечен минимальный рост инвестиционной деятельности предприятий города Белгорода. Сумма инвестиций составила 9 млрд рублей, что лишь на 0,2% больше аналогичного уровня 2014 года, а по итогам прошлого года объем инвестиций сократился более чем на 17% или на 5,0 млрд. рублей и составил 25,3 млрд.

Основными причинами снижения являются влияние политических рисков, ситуация на Украине, введение экономических санкций и существенное повышение курса валют.

Незначительные темпы роста фонда оплаты труда оказали своё влияние на поступление одного из основных бюджетообразующих налогов – налога на доходы физических лиц. Так, при запланированном темпе роста на 2015 год по НДФЛ в размере 106 % по итогам 9 месяцев текущего года фактический темп роста составляет 101,2%.

По итогам проведённого анализа в экономическом блоке программы предлагается сделать акцент на повышении эффективности всех процессов, а также управления экономикой в целом. Предстоящий период должен стать временем мобилизации всех ресурсов и максимально выгодного для города их вложения.

Наши основные усилия в формировании эффективной экономики будут сконцентрированы на создании условий для открытия новых предприятий с высокой добавленной стоимостью производимой продукции и модернизации существующих производств.

Прежде всего, речь идёт о формировании ориентированной на инвестора административной среды. Каждый инвестиционный проект должен сопровождаться в рамках проектной деятельности с чётким соблюдением сроков его реализации. Ответственность за результат должна лежать не только на инвесторе, но и на администрации города.

Подчеркну, что в 2015 году нами была проведена не достаточно эффективная работа по привлечению дополнительных доходов в бюджет города. Причина тому – слабая формализация деятельности в рамках проектного управления, что не позволило прийти к результату в намеченные сроки. В 2016 году привлечение дополнительных доходов будет оформлено в виде управленческого проекта.

При этом необходимо глубоко проанализировать существующие налоговые и арендные платежи, установленные коэффициенты и налоговые льготы. Подходить к наполнению бюджета из этих источников необходимо гибко, разумно и сбалансированно, уменьшив непосильные налоги для отдельных категорий граждан.

Также нам необходимо поддерживать выпуск конкурентоспособной импортозамещающей продукции, прежде всего, в стройиндустрии. Приоритет при проведении капитального ремонта, строительстве социальных объектов необходимо отдать материалам местных производителей.

Немаловажный пласт предстоящей работы – это оптимизация расходной части бюджета без сокращения социальных обязательств.

Ожидаемые результаты действий в экономике – это:

  • рост доли реального сектора экономики в структуре валового муниципального продукта до 40%;
  • повышение объёма инвестиций в основной капитал на душу населения с 66 до 80 тыс. рублей;
  • увеличение средней заработной платы до 33 тыс. рублей;
  • привлечение в бюджет города дополнительно 400 млн. рублей в год.

Но основной результат, повторюсь, будет состоять в повышении эффективности всех действий, от которых зависит успех развития экономики города.

Второй раздел программы – сбалансированное градостроительство. 

Наш город в последние десятилетия очень активно рос, в кратчайшие сроки он превратился в один из красивейших областных центров России. На современном этапе возникли проблемы, связанные с развитием города как агломерации, с целостностью архитектурного облика города, с устранением дисбаланса в застроенных территориях. Считаю, что помочь решить их может выстраивание сбалансированной градостроительной политики.

Первая проблема, которую предстоит решить, это сокращение маятниковой миграции за счёт строительства учреждений социальной сферы в отдалённых от центра микрорайонах города. Также должно быть продолжено строительство качественного жилья.

К 2018 году для качественного изменения ситуации в сфере градостроительства мы предлагаем следующее:

  1. Разработать стратегический мастер-план Белгорода, как документ целевого прогноза развития города.
  2. Взаимоувязать мероприятия транспортной и градостроительной политики.
  3. Создать открытую систему информационного обеспечения градостроительной деятельности.


Отдельного внимания требует вопрос капитального ремонта жилья. За два года реализации адресной программы комплексно отремонтировано 76 многоквартирных домов, тогда как за 2011-2013 годы – всего 13 домов.

В 2016–2018 годах он будет продолжен с учётом разработанного дизайн-кода улиц. Капитальный ремонт должен быть выполнен в этот период на 98 многоквартирных жилых домах, с общим объёмом финансирования 1,4 млрд руб.

Обязательным условием выполнения капитального ремонта является повышение собираемости платежей, которая в настоящее время составляет 88 %. И здесь необходима широкомасштабная разъяснительная работа в средствах массовой информации, персональная работа с каждым собственником.

Итогом всей вышеуказанной работы должно стать повышение удовлетворённости горожан проводимой градостроительной политикой и достижение следующих результатов:

  • показатель обеспеченности жильём – 24,6 кв.м. на человека;
  • обеспеченность социальной инфраструктурой – на уровне нормативных показателей;
  • доля капитально отремонтированных жилых домов увеличена  с 2,9% до 11,7% соответственно;
  • сокращение маятниковой миграции, снижение «пробок» в часы пик.

Третий раздел программы посвящён созданию комфортных условий на территориях и формировании благоприятной городской среды.

Считаю, что основной акцент необходимо сделать на благоустройстве дворовых территорий. В Белгороде за прошедшие десять лет отремонтировано 180 дворов. В последние годы велось комплексное обустройство дворов вокруг общественно значимых центров, таких как бульвар Первого Салюта, школы, городские больницы, реконструировались междворовые территории с созданием парков и скверов.

Несмотря на очевидные успехи, нам ещё немало предстоит сделать в этом направлении. Мы провели анализ и выяснили, что из 1079 дворовых территорий Белгорода на сегодняшний день требует капитального ремонта более 640. При этом 177 территорий нуждаются в нём настолько остро, что сделать это обязательно нужно в ближайшие годы. Для этих целей необходимо 1,2 млрд руб.

Мы провели предварительную проработку вопроса, ряд встреч с руководством и депутатами Белгородской областной Думы и предлагаем разработать и реализовать в ближайшие годы Программу ремонта и благоустройства дворов. Её основная идея – это консолидация усилий администрации, депутатского корпуса областной Думы и Совета депутатов города, бизнеса, управляющих компаний, ТСЖ и территориального общественного самоуправления.

Приоритет будет отдаваться тем территориям, где эффективно действуют ТОС и Совет дома, где жители участвуют в благоустройстве и озеленении, исправно вносят плату за жилищно-коммунальные услуги и капремонт.

Программа призвана решить 2 проблемы:

  • собственно благоустройство дворовых территорий
  • освобождение дворов от припаркованных автомобилей там, где это возможно.

Горожане в рамках этой программы должны активно участвовать в разработке проектов благоустройства, обустройстве кооперативных стоянок, детских площадок. Реализовать этот проект можно только солидарным участием в нём администрации, депутатов, бизнеса и общественности. Причём не только рублём, но и делом, и – самое главное – сохранением сделанного на долгие годы.

Двор должен быть территорией жителей, местом их общения и отдыха, проведения культурных и спортивных мероприятий, а не стоянкой для автомобилей.

Нам также необходимо продолжить и сделать более эффективной работу по ландшафтному обустройству и озеленению, продолжив реализацию областных и городских проектов и усилив деятельность по уходу за посаженными растениями.

Таким образом, в городе формируется каркас из зелёных зон и непрерывная сеть благоустроенных уголков.

В ближайшие годы будет разработан и реализован пилотный проект по созданию пешеходных зон.

В результате мы должны добиться того, чтобы в городе было приятно находиться: гулять, играть с детьми, общаться с друзьями, наслаждаясь комфортной городской средой.

Конечно, удобный для жизни город невозможен без качественной работы транспорта.

Совершенствование транспортной инфраструктуры – ещё один наш основной приоритет. Здесь нельзя останавливаться на полпути. Многие преобразования реализованы, некоторые начаты, и их необходимо довести до конца. В течение последних лет в городе реализован ряд мер по повышению качества транспортного обслуживания населения.

Заметно изменила облик транспортных магистралей и широкомасштабная работа по замене остановочных комплексов. В рамках реализации проекта «Белгородская остановка», за счёт привлечения средств инвесторов на территории города установлены 15 остановочных комплексов с банкоматами и 32 остановочных комплекса с торговыми павильонами, благоустроена прилегающая территория. И эта работа будет продолжена.

Создается система единого парковочного пространства города, включающая в том числе, организацию и функционирование платных муниципальных парковок. Платная основа парковок дает возможность в период рабочего времени использовать парковочное место 5-7 автомобилями.

Улично-дорожная сеть города в последние годы значительно улучшена. Только в текущем году реконструировано около 60 километров автомобильных дорог на сумму более 1 млрд рублей. Однако необходимо продолжить работу по модернизации существующих развязок и строительство новых, снижая нагрузку на транспортную сеть.

Для продолжения работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры крайне необходимо:

  • завершить замену автопарка общественного транспорта;
  • организовать чёткое движение в соответствии с расписанием;
  • внедрить автоматизированную систему оплаты проезда;
  • завершить формирование системы цивилизованной остановки и платного парковочного пространства.

Ожидаемый результат действий представлен на слайде. Самое главное – чтобы жители города почувствовали, что поездки по городу стали комфортнее.

Безусловно, в городе, удобном для жизни, должны быть созданы все условия для развития личности.

И, прежде всего, для сохранения здоровья белгородцев, получения образования и эстетического развития. Приоритеты в социальной сферы рассмотрены в пятом, шестом и седьмом разделах программы.

В социальной сфере предлагается сосредоточиться на продолжении уже выстроенной системной работы.В ближайшее время необходимо:

  • завершить строительство перинатального центра городской больницы № 2 и формирование кластера: перинатальный центр – детская областная больница – городская больница;
  • завершить обновление материальной базы загородных детских оздоровительных лагерей, которые будут круглогодичным местом отдыха и оздоровления детей, а также всех жителей города;
  • продолжить работу по возврату зданий бывших детских садов в систему дошкольного образования. Будут реконструированы ранее использовавшиеся не по назначению здания по ул. Садовой, 75 и Белгородскому проспекту (на 450 мест). Запланировано проведение реконструкции зданий бывших детских садов по ул. Горького и ул. Чапаева;
  • стимулировать развитие вариативных форм дошкольного образования. Всё это позволит ликвидировать очередь в детские сады для детей в возрасте от 3 до 7 лет;
  • ввести в эксплуатацию новое здание школы № 24,
  • организовать строительство школ в микрорайонах «Луч» и «Новый-2», благодаря чему мы снизим количество детей, учащихся во вторую смену, а это – основное нарекание родителей к школьному процессу;
  • завершить строительство школы искусств в XI Южном микрорайоне, организовать культурно-образовательный центр в микрорайоне «Старый город»;
  • ввести в эксплуатацию обновленный Городской Дворец культуры, который станет главной концертной площадкой Белгорода, а также координатором всей творческой деятельности в городе.

Белгород известен созданными условиями для развития общественного самоуправления.

Сегодня основная задача состоит в том, чтобы количественные показатели перевести в качественную работу: увязать работу ТОС и Советов территорий, создать профессиональную команду округа под руководством депутата – председателя Совета территории. Для этого необходимо работать над повышением кадрового потенциала ТОС.

Сегодня мы должны привлечь общественников к обсуждению и совместному решению назревших городских проблем, среди которых ремонт дворовых территорий, транспортный вопрос, комплексное развитие микрорайонов, ландшафтное обустройство и озеленение.

Девятый раздел программы посвящён открытости города для гостей и инвесторов.

Необходимо продолжить работу по брендированию города, внедряя элементы утверждённой концепции в городскую среду, а также задействовать более широкий спектр инструментов маркетинга территорий, в том числе для привлечения инвесторов.

Будет модернизирован портал органов местного самоуправления города Белгорода (www.beladm.ru). В него планируется внедрить систему «Активный горожанин», которая позволит принять участие в общественном обсуждении проектов решений, организовать ответы специалистов администрации города на те вопросы, которые волнуют население, а также предложить свои идеи по развитию города. На сегодняшний момент управлять городом невозможно, не учитывая потребности жителей, в том числе на их самореализацию, и гражданскую активность горожан. Только консолидация наших ресурсов, включая созидательную энергию, позволит сделать наш город удобным для жизни.

Обозначенные проблемы и поставленные задачи требуют повышения эффективности управления.

Механизмы организации этого процесса изложены в Проекте организационной структуры администрации города Белгорода и основных направлений деятельности структурных подразделений.

Предлагаемая организационная структура администрации города – это система целевых кластеров, каждый их которых отвечает за определенные задачи, тем самым усиливая возможности достижения целей, поставленных перед муниципалитетом.

При этом не будет увеличена численность муниципальных служащих. Напротив, в течение 2016 года мы планируем сократить их количество. Повысить эффективность управления мы планируем за счёт оптимизации численности служащих и повышения роли проектного управления в администрации города.

Таким образом, уважаемые коллеги, двигаясь по указанным приоритетам, мы сможем приблизиться к формированию города, удобного для жизни. Наши ключевые шаги – это:

  • Модернизация;
  • Эффективность;
  • Реализация.

Всё это должно быть обязательным образом реализовано через активность жителей и самоуправление. Следуя этой формуле, вместе мы сможем справиться с поставленными задачами.

Спасибо за внимание!

Пресс-служба   элемент(ы) 1 - 12 из 4775