1. На защиту заемщиков микрофинансовых организаций вступили стандарты

На защиту заемщиков микрофинансовых организаций вступили стандарты

Права получателей финансовых услуг микрофинансовых организаций с 1 июля 2017 года защищены надежнее. Банк России утвердил базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг микрофинансовых организаций (МФО).

На защиту заемщиков микрофинансовых организаций вступили стандарты

Объем займов МФО в масштабах финансовой системы страны невелик — около 1,5%. Но клиентов у микрофинансовых организаций много.

«Только на территории Белгородской области зарегистрированы и действуют 26 МФО. На конец первого квартала ими были заключены 103,2 тыс. договоров на сумму 752 млн рублей.», — отмечает управляющий Отделением Белгород ГУ банка России по ЦФО Андрей Николаевич Беленко.

Введенный стандарт принципиально важен тем, что его нормы касаются широкого круга граждан, субъектов малого и среднего предпринимательства и других юридических лиц.

 «Учитывая объемы и специфику, этот сектор финансового рынка нуждался в унификации ряда процедур, — отмечает Андрей Николаевич Беленко. — Это позволит, прежде всего, сделать более «прозрачными» большинство процессов и эффективно защитить интересы заемщиков».

С 1 июля введены лимиты количества микрозаймов, которые МФО может выдать одному заемщику, и количества пролонгаций договора. Чтобы ограничить долговую нагрузку клиентов МФО, в течение одного года заемщик не сможет получить более 10 (с 01.01.2019 – девяти) краткосрочных (до 30 дней) микрозаймов в течение одного года. Кроме того, микрофинансовая организация не сможет продлевать такие договоры более семи раз (а с 01.01.2019 – пяти) по одному договору. Также для снижения совокупной нагрузки на заемщика и исключения практики перекредитования стандарт запрещает выдачу МФО следующего краткосрочного потребительского микрозайма до полного погашения предыдущего.

Стандартом введены жесткие требования по ответам на обращения заемщиков. МФО будут обязаны отвечать на все обращения потребителей финансовых услуг в течение 15 рабочих дней с даты поступления обращения. Это увеличивает возможности для досудебного урегулирования споров и позволит заемщикам без посредников обращаться в микрофинансовую организацию для разрешения конфликтных ситуаций.

Базовый стандарт установил общие правила взаимодействия МФО с получателями услуг, информацию, которую МФО должна разместить о себе, запросить у клиента до заключения договора, порядок реструктуризации задолженности и увеличения срока возврата займа и другие положения.

Так, с 1 июля 2017 года считается недопустимым оказание давления на заемщика с целью склонить его к выбору определенной услуги, стимулирование заключения нового договора займа на худших условиях для возврата первоначального займа, а также премирование работников МФО исключительно за выдачу займов без учета их фактического возврата.

Стандарт также содержит рекомендации по работе с лицами с ограниченными возможностями. Кроме того, МФО должна обеспечить, чтобы предоставляемая информация и содержание документов были понятны и доступны ее клиентам, не имеющим специальных знаний в области финансов.

Если микрофинансовая организация не соблюдает положения базового стандарта, любое заинтересованное лицо теперь вправе обратиться в саморегулируемую организацию, членом которой является такая МФО, с требованием о применении к ней мер воздействия. В свою очередь Банк России осуществляет надзор за тем, как саморегулируемые организации МФО контролируют соблюдения требований базового стандарта.

Отделение Белгород ГУ Банка России по ЦФО