1. Пресс-служба
  2. Полезная информация
  3. Изменения в части кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество в рамках Федерального закона № 218-ФЗ

Изменения в части кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество в рамках Федерального закона № 218-ФЗ

Вот уже как 1,5 года действует новый закон в сфере оборота объектов недвижимости - Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации), который направлен на упрощение и ускорение процесса кадастрового учета и регистрации объектов недвижимости, а также создание Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы. Что же нового и существенного принес нам Закон о регистрации для граждан и юридических лиц.

Во‑первых, это то, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав теперь осуществляются исключительно Росреестром и его территориальными органами, что само по себе упрощает процедуру подачи и получения документов в одном исполнительном органе государственной власти. 

Во‑вторых, в Законе о регистрации уточнен перечень объектов, сведения о которых вносятся в ЕГРН. Так, если ранее это были земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей таким образом, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы, то теперь из этого списка исключаются участки недр и добавляются машино-места, как самостоятельный объект недвижимости.

В‑третьих, в отношении места регистрации в части 2 ст. 18 Закона о регистрации закреплено важное новшество: при личном обращении место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости. То есть обратиться за государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией прав можно в субъекте по месту нахождению Заявителя, а не по месту нахождения объекта недвижимости. На территории Белгородской области такие офисы приема расположены по адресу: г. Белгород, пр. Б. Хмельницкого, 86 корпус Б и г. Старый Оскол, ул. Октябрьская, 5а.

В‑четвертых, по Закону о регистрации общий срок осуществления кадастрового учета объекта недвижимости и государственной регистрации прав сокращен.

Так, при подаче документов в Росреестр он составляет:

— 7 рабочих дней – для государственной регистрации прав;

— 5 рабочих дней – для кадастрового учета;

— 10 рабочих дней – в случае одновременного проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Если же документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и гос. регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня и составляют, соответственно, 9, 7 и 12 рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления.

Что касается регистрации ипотеки жилых помещений, то здесь срок не изменился и составляет 5 рабочих дней. А вот государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений или машино-мест будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней), при условии представления документов в Росреестр.

В случае необходимости осуществить государственную регистрацию в более сжатые сроки сделка, на основании которой право возникает, должна быть удостоверена нотариально, так как срок регистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки составляет 3 рабочих дня.

В‑пятых, в ст. 26 Закона о регистрации содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация прав могут быть приостановлены.

Этот перечень включает целых 55 оснований, что существенно больше, чем в ранее действовавшем законе.

Помимо расширения перечня оснований для приостановления кадастрового учета или государственной регистрации прав увеличены сроки, на которые допускается такое приостановление. Теперь по решению государственного регистратора приостановить учет или регистрацию объекта можно на три месяца (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления), а по инициативе заявителя – на шесть месяцев. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

Установление более продолжительных сроков можно расценивать как преимущество, так и как недостаток нового закона. С одной стороны, заявителю предоставляется больше времени для устранения недочетов, а с другой – процедура государственной регистрации может существенно затянуться.

Также и с увеличением количества оснований для приостановления: с одной стороны, это свидетельствует об ужесточении требований, которые законодатель предъявляет к объектам недвижимости и документам, представляемым на регистрацию прав, а с другой – это можно расценить как упрощение процедуры регистрации прав, поскольку теперь невозможно отказать в регистрации без предварительного приостановления. Таким образом, основание для отказа закреплено только одно – неустранение причины приостановления в течение установленного срока (ст. 27 Закона о регистрации).

Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Белгородской области