1. НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РЕАЛИЗУЮТСЯ 154 КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТА

НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РЕАЛИЗУЮТСЯ 154 КРУПНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТА

О том, в чем секрет успеха городской власти Белгорода и ее руководителя, какие приоритеты избраны и реализуются в красивом русском городе - «зеленой столице» Центральной России, почему многое получается у белгородцев, - в разговоре председателя редакционного совета регионального делового издания «Экономика и жизнь - Черноземье», доктора политических наук Дмитрия НЕЧАЕВА с мэром города Белгорода Василием Николаевичем ПОТРЯСАЕВЫМ.Опубликовано в газете «Наш Белгород» 13.03.2010 г. № 16 (1112)

Муниципальная экономика - одна из частей крепкого, здорового организма, имя которого – город Белгород

- Что представляет собой муниципальная экономика города? Какие основные отрасли муниципальной экономики существуют?

- Муниципальная экономика Белгорода - это совокупность экономических ресурсов города, она представляет собой устойчиво работающий комплекс жилищно-коммунальных предприятий, учреждений образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты.

Происходящие в городе позитивные изменения, создание благоприятных условий для обеспечения его жизнедеятельности стали возможны благодаря сбалансированной работе всех отраслей муниципальной экономики как частей одного крепкого, здорового организма, имя которого - город Белгород.

В городе функционирует 8 муниципальных унитарных предприятий различных отраслей, 175 муниципальных учреждений, среди которых - 11 учреждений здравоохранения, 9 учреждений культуры, 140 общеобразовательных учреждений. По состоянию на 1 июля 2009 года численность работающих на предприятиях и в учреждениях муниципальной экономики составляла почти 17 000 человек.

- Инвестиционная привлекательность территории во многом становится нематериальным активом властей. Как Вы оцениваете инвестиционную политику городской администрации? Есть ли цифровые показатели эффективной работы по привлечению инвесторов?

- Администрацией города Белгорода с целью стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов разработано «Положение о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Белгорода», которое устанавливает как финансовые, так и нефинансовые формы муниципальной поддержки.

За 6 месяцев 2009 года сумма инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям достигла 5390,4 млн. рублей. Из них собственные средства предприятий составили 1835 млн. рублей, кредиты банков – 315,9 млн. рублей. Из федерального бюджета было выделено 430,6 млн. рублей, из бюджета Белгородской области – 1043,6 млн. рублей, из внебюджетных фондов – 87,4 млн. рублей. Из муниципального бюджета на строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое оснащение объектов коммунального хозяйства и социальной сферы направлено 271,4 млн. рублей.

Значительные средства вложены в развитие отраслей, осуществляющих производство, передачу и распределение электроэнергии, газа и горячей воды (1019,7 млн. руб.), строительство (726,9 млн. руб.), связь (337,4 млн. руб.), здравоохранение и предоставление социальных услуг (129,7 млн. руб.), оптовую и розничную торговлю (122,2 млн. руб.). На улучшение работы транспорта было направлено 211,7 млн. рублей.

В целях содействия развитию малого предпринимательства и привлечения инвестиций в эту сферу экономики за 6 месяцев 2009 года рассмотрены 67 инвестиционных проектов, из которых 66 рекомендованы к внедрению в различных отраслях экономики. Общая стоимость проектов составляет 194676,5 тыс. рублей, объем запрашиваемых инвестиций – 22003,0 тыс. рублей.

На территории города в настоящее время реализуются 154 крупных инвестиционных проекта, из которых основными и социально значимыми являются: организация в Белгородском филиале ОАО «Верофарм» участков по производству гормонов и по производству противоопухолевых препаратов; строительство ООО «Поколение» эндокринно-офтальмологического центра; строительство ООО «Трансюжстрой-ПГС» завода по производству преднапряженных шпал ООО «Белшпала»; строительство ЗАО «Завод нестандартного оборудования и металлоизделий» комбината по производству теплоизоляционных материалов; строительство ЗАО «Корпорация «ГРИНН» гипермаркета с парковкой для автомобилей и благоустройством территории по ул. Привольная.

Значительные усилия к постепенной модернизации инфраструктуры города

- Что представляет собой городское хозяйство города Белгорода? Удалось ли руководству города модернизировать его инфраструктуру?

- Городское хозяйство – это вся инфраструктура города, с его улицами, площадями, парками, скверами, домами, дворами, тепло-, газо-, электро-, водомагистралями, а также система служб и организаций города, работающих на его обслуживание и содержание.

Модернизировать сразу и все городское хозяйство невозможно, однако мы прикладываем значительные усилия к постепенной модернизации инфраструктуры города. Так, например, на реконструкцию наружного освещения только в 2008 году израсходовано около 8 млн. рублей. Ведется постоянная работа по замене ветхих сетей водопровода, канализации, теплоснабжения, электричества, и в 2008 году на эти цели израсходовано более 140 млн. рублей.

Одной из важных задач в настоящее время является капитальный ремонт многоквартирных домов. В соответствии с Федеральным законом РФ от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в 2008 году освоено 258,9 млн. рублей. Отремонтированы 165 многоквартирных домов, которые находятся в управлении 22 жилищных организаций (ТСЖ и УК). В том числе на 9 домах произведен ремонт фасадов с применением штукатурки «Термовер» и на одном доме - утепление фасада теплоизоляционными плитами из полистирольного пенопласта, заменены 24 лифта, которые отработали нормативный срок службы, отремонтировано 110 тыс. кв. метров кровель на 88 домах.

В соответствии с программой 2009 года, выполняется капитальный ремонт 126 жилых многоквартирных домов на сумму более 519 млн. руб., с ремонтом кровель, внутридомовых сетей, установкой приборов учета, утеплением и ремонтом фасадов, заменой лифтов.

- ЖКХ для многих Ваших коллег представляет собой «головную боль» и практически неразрешимую проблему. Есть ли у Вас стратегия развития городского ЖКХ? Если да, то получает ли она одобрение со стороны горожан?

- В городе принята Стратегия развития города Белгорода до 2025 года и план действий органов местного самоуправления до 2011 года по реализации стратегии, в том числе и развитию ЖКХ города. В этом направлении реализуются следующие цели и задачи. Первая – «Повышение устойчивости систем жизнеобеспечения и благоустройства города» – предусматривает решение 2-х задач: повышение надежности энергоснабжения и водоотведения и развитие жилищно-коммунальной сферы. И вторая цель стратегии – «Повышение экологической устойчивости города» - предполагает решение 3-х задач.

- Контролируется ли руководством города механизм образования тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги? Прозрачен ли этот механизм?

- Органы местного самоуправления города регулируют и контролируют механизм образования цен и тарифов на ЖКУ только в сфере своей компетенции. Решения, принимаемые Советом депутатов и администрацией города в этой сфере, публикуются в средствах массовой информации.

В соответствии с действующим федеральным законодательством, органам местного самоуправления предоставлены полномочия по регулированию стоимости жилищно-коммунальных услуг.

В целях организации деятельности органов местного самоуправления в сфере ценообразования в ЖКХ Советом депутатов города Белгорода принято решение от 26.12.2006 г. № 400 «Об утверждении Положения о регулировании органами местного самоуправления города Белгорода тарифов и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и установлении платы для потребителей за жилищно-коммунальные услуги».

Таким образом к полномочиям администрации города отнесено: регулирование тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и утилизации ТБО, установление платы за жилищные услуги для нанимателей жилых помещений, проживающих по договорам найма в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Одним из основных принципов при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги является обеспечение доступности для потребителей информации об их формировании, как того требует жилищное законодательство.

- Самые лучшие дороги в ЦЧР - в Белгороде, самые худшие - в Воронеже и Орле, хотя условия и выделяемые средства для дорожного строительства в принципе одинаковы. В чем секрет качества белгородских дорог? Можно ли рассказать о динамике выделения средств на дорожное строительство за последние 3 года?

- Думаю, комментировать действия наших коллег из Воронежа и Орла некорректно. А что касается нашего отношения к дорожному строительству, то никаких секретов здесь нет. Дороги - это важнейшие объекты жизнеобеспечения города, как говорится, городские «артерии», а потому к их строительству и содержанию - особое внимание. Картина освоения денежных средств, выделенных на строительство и реконструкцию улично-дорожной сети города Белгорода в период с 2007 г. по 2009 г., выглядит следующим образом.

Период строительства, реконструкции

Протяженность, км

Выделенный объем финансирования, в том числе по бюджетам, млн. руб

Всего

городской

областной

федеральный

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Итого

82,4

67,9

50,6

201

765,5

802,3

3623,6

5191,4

52,7

209,8

126,5

389

480,2

592,5

2308,2

3381

232,7

1188,9

1422

- Какая линия проводится руководством города в отношении благоустройства Белгорода? Какие средства выделяются на эти цели? Задействован ли потенциал жителей в данном вопросе?

- Из бюджета городского округа ежегодно выделяются средства на благоустройство и содержание объектов внешнего благоустройства города. Так, в 2008 году освоено на эти цели почти 334 млн. руб. и в 2009 году выделено более 436 млн. руб., что на 30,7% больше, чем в 2008 году. Кроме того, в текущем году предоставлены средства на реализацию целевой программы по озеленению городских территорий в сумме 12,5 млн. рублей и в 2008 году - 11,2 млн. рублей.

Наряду с этим, в городе реализуется программа «Белгородский двор», и в 2009 году на ее осуществление выделен 41 млн. рублей. Следует отметить, что это направление имеет особое социальное значение. За последнее время реконструировано более 230 дворов многоквартирных домов.

Помимо этого, ведется масштабная реконструкция улиц города, в финансировании которой принимают участие и хозяйствующие субъекты.

К благоустройству и дворов, и улиц активно привлекается население города посредством субботников и различных экологических мероприятий.

- Создали ли Вы систему уборки мусора и экологической чистоты в городе Белгороде? Если да, то что представляет собой эта система?

- Для обеспечения надлежащего санитарно-экологического состояния городской среды в 2003 году утверждены Правила благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории г. Белгорода. Внедрение современных технологий уборки, реконструкция ливневой канализации позволили существенно снизить запыленность улиц города, улучшить состояние окружающей среды города.

Ежегодно в городе проводятся Дни защиты от экологической опасности, в результате которых в надлежащее санитарно-экологическое состояние приводится порядка 400 км улиц, более 13000 придомовых территорий, 11 кладбищ, свыше 2700 территорий промышленных предприятий, организаций и учреждений.

Построены мусоросортировочный завод, полигон для твердых бытовых отходов (ТБО) и полигон для инертных отходов; организована система сбора ТБО от частного жилого сектора и гаражно-строительных кооперативов.

Основным предприятием, осуществляющим на территории города сбор, вывоз и размещение отходов, является ООО ТК «Экотранс». С 2002 года автопарк предприятия увеличился в 5 раз: на сегодняшний день это более 100 транспортных средств, 74 из которых - мусоровозы, отвечающие современным нормам. Транспортная компания «Экотранс» ежегодно модернизирует систему сбора ТБО:

- внедряются евроконтейнеры различного объема от 120 л до 1,1 кв. м производства ФРГ;

- опробован инновационный метод сбора ТБО с применением контейнеров для подземного складирования; в настоящее время установлены три таких контейнера, в 2010 году планируется установить порядка 25 контейнеров для подземного складирования ТБО, что будет способствовать улучшению эколого-санитарного состояния городской среды.

В городе существенно расширена сфера селективного сбора и утилизации отходов:

- пущено в эксплуатацию предприятие по переработке изношенных автопокрышек;

- производится сбор отработанных моторных масел, аккумуляторов, люминесцентных ламп; перерабатываются бумажные отходы предприятий;

- организовано производство изделий из пластмасс с использованием пластиковых отходов (трубы, пленка и т.п.).

Многие предприятия города решают вопрос о переоборудовании производства на основе безотходных технологий.

Формируем высокие социальные стандарты и укрепляем политическую стабильность

- У регионального делового издания «Экономика и жизнь - Черноземье» есть серьезный интерес к социальной политике, которая проводится в Белгороде. Что собой представляет эта социальная политика, каковы ее приоритеты, каков объем средств, выделенных на эти цели за последние 4 года?

- Основными направлениями деятельности органов местного самоуправления в данной области являются обеспечение благополучия белгородцев, усиление адресной социальной поддержки нуждающихся граждан, создание условий для реабилитации инвалидов, доступность социальных услуг, повышение качества социального обслуживания, создание условий для рождения и воспитания детей, для самореализации граждан пожилого возраста.

В городе создана комплексная система по оказанию мер социальной поддержки малообеспеченных граждан по самым различным направлениям - от выплаты пособия при рождении ребенка до предоставления социальных услуг пожилым людям; из 85 видов выплат, пособий и компенсаций 75 выплачиваются независимо от доходов граждан, 15 видов выплат осуществляются из городского бюджета. Только в 2008 году из средств федерального и областного бюджетов было выплачено компенсаций на сумму 705 млн. 504 тыс. рублей. Адресной социальной помощи в период с 2006 по 2008 гг. было оказано на сумму 70802,14 тыс. рублей.

С 1 июля 2008 года был осуществлен переход на выплату ежемесячной денежной компенсации отдельным категориям граждан с применением системы персонифицированных социальных счетов.

Стратегией развития города Белгорода до 2025 года и планом действий органов местного самоуправления на 2007-2011 годы предусмотрена реализация городской целевой программы «Социальная поддержка отдельных категорий населения на 2008-2011 годы», которая содержит 3 подпрограммы: «Инвалиды и пенсионеры», «Семья с несовершеннолетними детьми», «Дети-инвалиды». На эти цели из средств городского бюджета выделено 100991,12 тыс. руб.

Городская целевая программа «Пожизненное содержание одиноких престарелых граждан» на 2007-2011 годы реализуется на базе МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения». В отделении социально-медицинского обслуживания пожилых граждан по договорам пожизненного содержания с иждивением находятся на обслуживании 11 человек.

В рамках программы «Создание условий по самореализации граждан пожилого возраста на 2007-2010 годы» при управлении социальной защиты населения уже 2-й год около 100 граждан старше 55 лет проходят обучение в университете «третьего возраста». Они не только получают дополнительное образование, но и приобретают навыки и умения по ведению работы с пожилыми людьми в микрорайоне по месту жительства. На базе городских оздоровительных лагерей работает Школа общественной активности. За время работы в Школе отдохнули, поправили свое здоровье и прошли обучение около 1000 активистов города.

В рамках реализации мероприятий программы проводится конкурс на получение муниципального социального гранта. Его цель - привлечение общественных объединений, некоммерческих организаций, физических лиц к решению социальных проблем города и поддержка их деятельности в этой сфере на основе развития общественной инициативы и активности граждан. Грантовый фонд конкурса за 2007-2009 годы составил 6,8 млн. рублей.

В 2008 году в рамках объявленного Президентом страны Года семьи проводился областной благотворительный марафон «Вместе мы - семья». Всего за счет марафона оказана единовременная адресная материальная помощь 118 семьям города Белгорода на сумму 70 млн. 524 тыс. 547 рублей. Семь семей награждены единовременной денежной выплатой в размере 50000 рублей.

На базе МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» работает служба «Социальное такси», которая предоставляет услуги по пассажирской перевозке граждан с ограниченными физическими возможностями к социально значимым объектам.

Действует отделение социокультурной реабилитации инвалидов, сотрудники которого оказывают услуги по социальной реабилитации на постоянной основе, инвалидов консультируют юрист, психолог, реабилитолог. Оздоровление инвалидов и престарелых граждан - одно из важных направлений деятельности администрации города. МУ «Городской центр реабилитации для престарелых и инвалидов» рассчитано на одновременное пребывание 46 человек: 30 мест - в отделении круглосуточного проживания и 16 мест - в отделении дневного пребывания.

Сеть муниципального здравоохранения города Белгорода представлена 12 лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения. В стационарных отделениях муниципальных больниц развернуто 1656 коек. Мощность амбулаторно-поликлинических подразделений составляет 6659 посещений в смену.

За последние 4 года проведены капитальные ремонты лечебных учреждений, обслуживающих детское население города, на сумму порядка 30 млн. рублей, женских консультаций - на сумму свыше 7 млн. рублей.

В одном из самых густонаселенных районов Белгорода введено в эксплуатацию новое здание детской поликлиники на 820 посещений в смену, что позволяет обеспечивать детское население города, в том числе детей-инвалидов, всеми видами реабилитационной помощи, созданы условия для развития детской амбулаторной хирургии.

Открыт Центр, занимающийся проблемами пренатальной диагностики. Из средств местного бюджета ежегодно выделяется финансирование порядка 5 млн. рублей на витаминизированные препараты для питания беременных и молочные смеси для детей первых двух лет жизни из малообеспеченных семей.

Комплекс мероприятий, проводимых по укреплению материально-технической базы и улучшению медицинского обслуживания в детских и родовспомогательных учреждениях, позволил снизить детскую смертность - 12%. Ежегодно на 5-8% увеличивается количество родов.

Введен в строй новый лечебно-диагностический корпус в муниципальной городской больнице № 1, открыто новое специализированное нейрохирургическое отделение для жителей города.

Вместе с новыми жилыми массивами в районе новостроек открываются офисы врачей общей практики, а также продолжается строительство поликлиники № 8 для оказания медицинской помощи взрослому населению.

За последние 4 года темпы финансирования отрасли здравоохранения увеличились в 2,5 раза, в том числе на капитальный ремонт - в 7 раз, на приобретение оборудования - в 5 раз, что позволило внедрить около 100 новых методик, проводить высокотехнологические операции, такие как протезирование суставов, операции на глазах и другие.

В городе принимаются меры по решению острой проблемы укомплектования лечебных учреждений кадрами, в том числе участковыми терапевтами и педиатрами, реаниматологами.

Введение доплат к заработной плате, выделение служебного жилья позволили полностью укомплектовать участковую службу и уменьшить текучесть кадров среди других специалистов, сократив их дефицит с 20 до 12%.

В каждом лечебном учреждении открыты общественные приемные для контроля за соблюдением гарантированных прав пациентов, введены новые формы записи пациента на прием к врачу посредством многоканальной телефонной связи, с помощью электронных терминалов.

- Существует ли у руководства города и населения обратная связь? Насколько эффективна работа с жалобами и обращениями граждан? Прислушивается ли мэр города к региональному гражданскому обществу?

- С жителями города постоянно осуществляется общение и взаимодействие по вопросам, задаваемым в устных и письменных обращениях. На все обращения, в соответствии с положениями Федерального закона от 2.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», даются ответы.

Четвертая часть обращений в текущем году рассмотрена непосредственно мной. Все ответы жителям города, направившим обращения на мое имя, отправляются только после моего согласования. 26,7% просьб, изложенных в обращениях в администрацию города, удовлетворены.

Я сам, мои заместители, начальники департаментов и руководители подразделений, в соответствии с утверждаемым мной графиком, дважды в месяц ведем прием граждан по их личным вопросам. Ежегодно проводятся собрания жителей Восточного и Западного округов с моим участием, в ходе которых происходит обсуждение злободневных вопросов.

Оценка деятельности администрации содержится в 42 письмах-благодарностях на мое имя.

- Во многих регионах существует конфликт мэр - губернатор. Удалось ли Вам избежать данной конфликтной деструкции?

- Мне вообще непонятна ситуация, когда руководители такого уровня допускают создание конфликтов. Считаю такое положение дел недопустимым, непозволительным для людей, отвечающих за судьбу города, области. В таких случаях надо вести себя по-мужски - находить общий язык во благо людей, оставляя личные амбиции, или же просто уходить.

- Что находится у руководителя города за пределами чисто профессиональной деятельности? Какие ценности, какое кредо исповедует В.Н. Потрясаев?

- Явных границ предела профессиональной деятельности, пожалуй, не существует. Такова уж работа мэра. Но иногда выбираю время для охоты, пчеловодства, а вот спортом занимаюсь регулярно. Главная ценность жизни - это, прежде всего, семья. Растут две дочери, и им хочется уделить максимум внимания. А наши общие ценности, на мой взгляд, очень точно определил губернатор Евгений Степанович Савченко - это пять «П»: православие, патриотизм, порядочность, профессионализм, предпринимательство. От себя добавил бы еще ответственность и труд во благо людей, во имя интересов Отечества и родного города.

А свое кредо выразил бы так: «Никогда не сдавайся!» Понимаю его не как упрямство или слепую самоуверенность, а как умение сконцентрироваться в сложных жизненных ситуациях, не дать волю эмоциям, не расслабляться и в результате принять правильное решение.

По материалам газеты «Экономика и жизнь - Черноземье»