1. ДОКЛАД главы администрации г. Белгорода В.Н. ПОТРЯСАЕВА на заседании правительства области: 'О работе органов местного самоуправления города Белгорода по повышению социальной и деловой активности населения по месту жительства' 15 июля 2009 года

ДОКЛАД главы администрации г. Белгорода В.Н. ПОТРЯСАЕВА на заседании правительства области: 'О работе органов местного самоуправления города Белгорода по повышению социальной и деловой активности населения по месту жительства' 15 июля 2009 года

УВАЖАЕМЫЙ ЕВГЕНИЙ СТЕПАНОВИЧ!

УВАЖАЕМЫЕ ЧЛЕНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА, КОЛЛЕГИ И УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ!

Повышение эффективности работы органов местного самоуправления является одной из важнейших и крайне сложных управленческих задач, требующей не только серьезной политической воли, но и длительной, кропотливой работы.

Ведь сама сущность местного самоуправления, как формы демократической, наиболее приближённой к людям публичной власти, предполагает широкое участие населения в решении местных дел, постоянные и возобновляемые связи муниципальных органов с гражданами.

Для того, чтобы шире применялись формы прямой демократии важно не просто их определить, но и установить перечень дел, при решении которых они должны обязательно использоваться, упорядочить процедуру их применения, выработать механизмы и правила, не позволяющие исказить подлинную волю граждан, участвующих в решении вопросов местной жизни.

Попытки запустить такой механизм в современной России предпринимаются постоянно. Как наиболее интенсивную из них можно выделить организацию процесса возрождения земского движения. На Белгородчине, для села, эта работа дала вполне ощутимые результаты, но в городах 'новое' земство не прижилось по ряду объективных и субъективных причин.

Очередным импульсом для развития общественного самоуправления послужил известный Федеральный закон № 131-ФЗ. Он содержит перечень форм гражданского волеизъявления.

Нужно сказать, что большинство из этих форм представляются трудно реализуемыми. Мы имеем в виду и местный референдум, и отзыв депутата, и голосование по вопросам изменения границ.

Среди форм участия граждан в местном самоуправлении закон особо выделил территориальное общественное самоуправление (ТОС).

Однако, с одной стороны, ТОС обладает высоким потенциалом повышения гражданской активности населения, а с другой - существующий порядок формирования и функционирования ТОСов не способствует массовому участию в них жителей города. Муниципалитет должен им в этом помочь, создавая низовые структуры демократического управления.

Развитие ТОСов в том варианте, в котором это предусмотрено Федеральным законом № 131-ФЗ, порождает целый ряд проблем:

1. Законом четко не определены вопросы местного значения, которые могут быть отнесены к компетенции ТОСа

2. Не раскрыт механизм получения органами общественного самоуправления бюджетных средств, хотя формально возможность такая предоставляется.

3. Нет четкого определения организационно-правовой формы ТОС.

Что это - некоммерческое партнерство? Но тогда нужно платить взносы. Общественное учреждение? Но тогда возникает имущественная ответственность сотрудников. Общественная организация? Но тогда непонятен территориальный принцип деятельности.

Ближе всего к идее ТОС - орган общественной самодеятельности, однако и в этом случае возникает противоречие между муниципальным и гражданским правом.

Согласно законодательству, границы ТОС могут быть самыми различными - от подъезда до микрорайона. С точки зрения взаимодействия с муниципалитетом такая норма непонятна в плане механизма реализации.

Ведь ТОС - это не классическая общественная организация, которая существует в публичном пространстве, а территориальная, действующая в определённом микрорайоне, за который уже отвечает некоторая исполнительная структура.

Итак, вот уже несколько лет, администрация города Белгорода ищет ответ на вопрос - как воплотить достоинства идеи ТОСов, по возможности минимизировав недостатки.

По этому поводу нами было организовано несколько научно-практических конференций с участием ученых и практиков, профессионально занимающихся этой проблемой, изучен опыт ряда регионов.

Мы пришли к выводу, что ситуация изменится, если рассматривать ТОС не как однозначно установленную форму самоорганизации жителей, а как идею, требующую дальнейшего развития.

Было решено расширить объем понятия ТОС до понятия 'Совет территории'.

В используемой нами модели под общественным самоуправлением уже понимается цельное формирование социальных сетей, объединяющих всевозможные коммерческие, некоммерческие, общественные, религиозные, государственные и муниципальные организации. Именно от прочности партнерских связей внутри этих сетей зависит устойчивое развитие территории и города в целом.

На наш взгляд, такой вариант общественного самоуправления позволит скоординировать интересы администрации города, жителей территории и находящихся на ней организаций.

Сейчас мы видим, что предложенная схема его организации в городе позволяет раскрыть духовный, культурный и экономический потенциал всех внутригородских территорий, обеспечить конструктивный диалог между муниципалитетом и широкими слоями населения.

Основным механизмом взаимодействия между организациями различного профиля, расположенными на территории, мы считаем, должно стать социальное партнерство.

Отношения социального партнерства строятся на рациональном обмене различными видами капитала − материального, информационного, инновационного, что при наличии воли каждой из сторон позволяет обеспечить равенство взаимных ожиданий и интересов.

Следовательно, задача муниципального уровня управления - сконструировать каркас социального партнерства и предложить механизмы обеспечения его эффективного взаимодействия.

В 2007 году Совет депутатов г. Белгорода принял городскую целевую программу 'Развитие общественного самоуправления в г. Белгороде на 2008-2011 годы'.

Центральным моментом Программы является выделение в качестве единиц общественного самоуправления внутригородских территорий, границы которых в настоящее время совпадают с границами 27 избирательных округов.

Чтобы территории были жизнеспособными, им необходимы органы управления, точнее, общественного самоуправления.

В определении ТОСов сказано, что это формы самоорганизации граждан по месту жительства. Мы же добавили в это понятие один существенный момент - 'по месту жительства и профессиональной деятельности'.

В результате идея общественного самоуправления получает развитие по целому ряду параметров, соседские сообщества превращаются в ячейки социального партнерства широких групп общественности, возможности решения проблем переходят с бытового на социальный уровень.

За основу внутригородской территории взят двор.

С точки зрения общественного самоуправления, главный элемент двора - ТОС. Но что находится за пределами двора? Школа, детский сад, участковый пункт милиции, больница, гаражно-строительный кооператив, предприятие и т.д.

Следовательно, в Советы территорий должны входить не только жители, но и представители различных хозяйственных и общественных организаций.

А вот председателем такого Совета может и должен быть депутат, избранный жителями данного микрорайона. Этим расширена зона влияния депутата, ему обеспечена поддержка общественности, и в то же время наличие такого органа не позволит депутату снижать свою активность в межвыборный период.

В настоящее время созданы 27 Советов территорий, в состав которых вошло свыше 550 активистов.

Среди них - старшие подъездов, предприниматели, директора школ и ДОУ, руководители предприятий, представители духовенства, ветеранских, молодёжных, общественных организаций и другие. Как я уже отмечал, все Советы территорий возглавляют депутаты Совета депутатов города. За счёт внутренних резервов администрации города в качестве штатной единицы Советам придан секретарь.

Что показали первые шаги работы этих общественных формирований?

Первое. Инициатива и творческая активность горожан нашла точку применения.

Второе. Люди поняли, что этот шаг властей не кампанейщина или дань моде, а серьёзный, основательный подход к организации жизнедеятельности городского сообщества. Ведь, по большому счёту, последние годы мы целенаправленно шли к решению проблемы взаимоотношения власти и горожан.

Это и перестройка деятельности всех структур власти, когда уровень работы с обращениями граждан оценивается по результатам их исполнения.

Это и результаты выборов различных уровней, когда процент участия в них горожан постоянно возрастает, как и процент выполнения их просьб и наказов.

Это и кардинальное улучшение информирования людей о работе органов местного самоуправления с использованием средств массовой информации, Интернета, отчётов округов перед жителями.

И, наверное, самое главное, последовательное решение проблем жизнеобеспечения города - благоустройства, санитарного содержания, экологии, качественного улучшения услуг ЖКХ, обеспечения безопасности, заботы о юных и пожилых белгородцах и т.д.

То есть приглашение к активному сотрудничеству горожан было расценено ими как шаг доверия и уважения со стороны власти.

Именно поэтому, деятельность Советов территорий сразу вошла в конструктивное русло.

Круг проблем, которые смогут решать и уже решают органы общественного самоуправления, постоянно расширяется.

Вот лишь несколько статистических цифр: в 2008-2009 году на заседаниях Советов рассмотрено около 600 вопросов, в т.ч. о реализации Стратегического плана развития города, социальной защите населения, благоустройстве территорий, об охране общественного порядка, оказании жилищно-коммунальных услуг, организации досуга и другие. Причём во всех заседаниях Советов принимают участие руководители структурных подразделений администрации города, что даёт возможность широкого информирования граждан, компетентного обсуждения возникающих вопросов и, при необходимости, их оперативного решения.

Это очень важный момент. Присутствие представителей администрации не только укрепляет принцип обратной связи 'власть-народ'. В первую очередь, он придаёт уверенность активу Совета в серьёзности намерений администрации, поднимает значимость общественного обсуждения того или иного вопроса жизни данной территории и города в целом.

Более того, именно люди подсказывают необходимость детально проанализировать и с учётом их интересов в ряде случаев изменить схему управления, как городом, так и отдельными территориями.

В частности, целесообразным может оказаться реорганизация границ сферы обслуживания предприятий ЖКХ, участков милиции, почтовых отделений.

Второй момент - изменение психологии хозяйственных руководителей предприятий, находящихся на территории Совета. С одним из примеров этого мы познакомились в ОАО 'Белагромашсервис'. Поэтому свою роль мы видим в поддержке и развитии таких инициатив.

Надо отметить, что Советы активно берут на себя целый ряд оперативных вопросов организации жизнедеятельности населения. К примеру, установлен действенный контроль за ходом капитального ремонта жилого фонда, что значительно повысило ответственность подрядных организаций. Остро ставятся вопросы благоустройства, обеспечения безопасности, социальной защиты.

Перечень этот можно продолжать, но, мне думается, и так понятно, что инициатива жителей сразу нашла достойное применение. Наша задача - постоянно заботиться об этих ростках гражданского самосознания, помогать людям обретать уверенность в своих силах и в силе общественного решения.

Анализируя работу Советов, сегодня мы уже рассматриваем, как перспективную, возможность их участия в формировании бюджета 2010 года в плане развития территорий.

О качестве реализации Программы, степени продвижения к намеченным целям можно судить по ряду статистических и социологических показателей. В частности, последние замеры общественного мнения показывают, что роль органов общественного самоуправления положительно оценивают почти 69 процентов опрошенных.

При этом 70 процентов отмечают, что эти объединения являются действенной формой связи между населением и властью.

Т.е. речь идёт о качественном изменении взаимоотношений населения и органов местного самоуправления, о создании союза единомышленников, в котором все находятся в равных степенях ответственности.

Но мы реально смотрим на развитие этого процесса и понимаем, что делаем лишь первые шаги в его становлении. Как видно из представленной диаграммы, есть в городе территории, где нам ещё предстоит серьёзная и кропотливая работа.

В целом же, подводя итоги сказанному, хотел бы подчеркнуть, что рассмотрение настоящего вопроса на заседании правительства области ещё и ещё раз подчеркивает важность и актуальность задачи развития местного самоуправления, необходимость постоянного поиска, творческой активности и повышения ответственности всех структур власти.

И здесь встает, на наш взгляд, основополагающий вопрос: как должна оцениваться эффективность местного самоуправления?

Безусловно, важным шагом в этой работе стал указ Президента РФ 'Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов' и принятые на региональном уровне в его развитие нормативные акты.

Однако, по нашему мнению, указанные системы оценки имеют общий недостаток - они отражают развитие отдельных сфер деятельности и отраслей, но не отражают решение проблемных вопросов для населения. А это - комфортность проживания, степень доверия к органам МСУ, благосостояние граждан и другие, определённые в качестве функциональных для органов местной власти 131-м Федеральным законом.

Мы считаем, что именно они должны находиться на вершине всей системы показателей.

Учитывая это, для нас особенно важным является тот факт, что в областном центре продолжается стабильный рост индикаторов качества жизни, заложенных в Стратегическом плане развития города до 2025 года. В первую очередь, это касается индекса развития человеческого потенциала (в т.ч. рождаемости населения, продолжительности жизни, снижения смертности, загрязнения атмосферы и других, т.е. того, что является основополагающим в работе местных органов власти).

В текущем году разработаны и реализуются мероприятия по преодолению финансово-экономического кризиса, в которых особое внимание уделено вопросам социальной защиты населения, обеспечению работой, сохранению положительных тенденций в производстве, строительстве, сфере услуг.

Заложенный в течение последних лет принцип системности в работе органов местного самоуправления, позволяет нам наряду с новыми шагами в социально-экономическом развитии, двигаться вперёд и в вопросах развития гражданской инициативы, улучшения качества человеческих взаимоотношений. А это, в свою очередь, положительно отражается на состоянии общественного самосознания горожан, их оценке деятельности всех структур власти.

Всесторонне анализируя первые итоги работы Советов территорий, мы ясно понимаем, какой большой пласт народной инициативы сегодня нами поднимается. Это с одной стороны.

С другой - искренне радуемся тому, что в каждом микрорайоне, доме, трудовом коллективе у нас появляются десятки, сотни активных, неравнодушных помощников, способных генерировать идеи, убеждать людей, вести их за собой. А это так необходимо в нынешней ситуации.

Ведь жизнь выдвигает перед нами новые задачи, да и кризис добавляет определённые проблемы. И их успешное, ускоренное решение во многом будет зависеть от того, насколько органы власти и всё городское сообщество едины в понимании своей ответственности за настоящее и будущее нашего Белгорода!