1. Пресс-служба
  2. Новостная лента
  3. О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА'

'О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА' Выступление главы администрации г. Белгорода В.Н. Потрясаева на заседании Совета руководителей органов местного самоуправления городов - областных центров субъектов РФ, входящих в ЦФО, состоявшемся 18 июня 2009 года в городе Белгороде.

Искренне рад приветствовать вас в нашем старинном русском городе. Его тысячелетняя история - это героическая летопись ратных и трудовых подвигов. И именно она настойчиво требует от нас, помня о прошлом, заботиться о настоящем, думать о будущем.

О сегодняшнем Белгороде достаточно полно рассказано в видеофильме, поэтому позволю себе остановиться более детально лишь на некоторых аспектах нашей работы по обеспечению его устойчивой жизнедеятельности.

В настоящее время город представляет из себя белгородскую агломерацию, которая, помимо самой городской территории, включает 8 районов массовой жилой индивидуальной застройки площадью почти в 25 тысяч гектаров. Как вы понимаете, в перспективе это расширение границ города, и мы уже сегодня закладываем там всё необходимое для жизнеобеспечения и оказания услуг населению.

Именно заботой о перспективе продиктовано и принятие Стратегического плана развития Белгорода до 2025 года, о котором уже говорилось. В нём мы экономически обосновали наши нынешние и будущие потребности, наметили точки роста, пути совершенствования всей городской инфраструктуры. Cоздана и действует система социального мониторинга намеченных планов, а ход их выполнения систематически обсуждается на заседаниях коллегии органов местного самоуправления.

В первую очередь, мы обратили своё внимание на вопросы теплоэнергоснабжения, потому что это наиболее уязвимая с точки зрения аварийности отрасль. В результате строительства ГТУ-ТЭЦ 'Луч' и проведенной реконструкции Белгородской ТЭЦ с вводом в эксплуатацию аналогичных газотурбинных установок, мощность энергоисточников областного центра (без электрогенерирующих мощностей промышленных предприятий) возросла с 25 МВт до 120 МВт. Выработка электроэнергии собственными источниками генерации в городе увеличилась почти в два раза и составляет на сегодня более 70% от общего объёма электропотребления городом. Введенные в строй газотурбинные установки обеспечивают комбинированную выработку электроэнергии и тепла. Такой способ позволяет максимально полезно использовать газовое топливо, снизить себестоимость электро- и теплоэнергии, а также в 2,5 раза сократить уровень вредных выбросов в атмосферу. Кроме того, обновляются теплогенерирующие мощности.

В 2007 году была сдана в эксплуатацию подстанция 330 кВ, что позволило покрыть прирост нагрузок Белгородского энергоузла. Конечная цель такого 'подтягивания' энергетиков к решению городских проблем понятна - город должен иметь альтернативные источники электроэнергии и тепла для своей энергетической безопасности. Всё это стало надёжной энергетической базой для стабильной работы промышленных предприятий, коммунального комплекса и развития жилищного строительства белгородской агломерации. Казалось бы, здесь у нас должно быть минимум проблем. К тому же есть соглашение между энергетиками, подписанное ещё Чубайсом, и правительством области о взаимодействии по развитию энергетической системы и обеспечению надежного энергоснабжения потребителей области. Но ситуация непростая. В оперативных вопросах разногласий нет, а вот в вопросах замены ветхих тепловых сетей понимание не найдено, и взятые на себя в этой части обязательства наш партнер - правоприемник РАО ЕС России ОАО 'ТГК-4' - не торопится выполнять.

В последние годы в городе наметилась тенденция роста количества тепловых сетей, нуждающихся в замене, на фоне устойчивого снижения объёмов их замены и реконструкции. Так, в 2008 году заменено лишь 1,5% тепловых сетей. При этом подготовка тепловых сетей города к отопительному сезону сводится в основном к устранению дефектов в трубопроводах, выявленных в процессе проведения плановых гидравлических испытаний. Нас не устраивает роль заложников у ТГК-4. Поэтому мы здесь также ищем альтернативы. Строим индивидуальное жильё. В многоэтажных домах практикуем строительство крышных котельных и автономное поквартирное отопление, которые дают значительный энергосберегающий эффект.

Накануне отопительного сезона 2008-2009 гг. за счёт бюджета и средств собственников заменили свыше 72 км. внутридомовых сетей, что сразу снизило количество обращений граждан по вопросу теплообеспечения в два с половиной раза.

Водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод в городе обеспечивает МУП 'Горводоканал', которому в декабре 2008 года исполнилось 137 лет.

Водоснабжение осуществляется бесперебойно и круглосуточно из артезианских скважин.

Городские очистные сооружения канализации обеспечивают очистку всех сточных вод города, но нуждаются в реконструкции, предусматривающей строительство блока доочистки, т.к. нам предъявляются повышенные требования из-за приграничья (город Харьков берёт воду из реки Северский Донец, которая протекает через Белгород).

Город располагает уникальными по качеству водными ресурсами юрского водоносного горизонта. Выполнена программа широкого доступа населения к этой ультрапресной столовой воде повышенного качества через строительство доступных бюветов, организации торговой сети, реализующей воду на розлив и бутылирование воды.

Естественно, что водопроводно-канализационные сети тоже нуждаются в замене, хотя количество аварий у нас значительно ниже, чем в целом по РФ.

На наш взгляд, проблема ветхих сетей - актуальнейшая, социально значимая общероссийская проблема и её решение нужно искать по аналогии с тем, как решается проблема капитального ремонта и отселения граждан из аварийного жилья, т.е. через создание специального Федерального фонда.

Как вы знаете, в последние годы, у всех нас появилась ещё одна проблема - автомобилизация. Достаточно сказать, что в городе количество транспортных единиц за последние 3 года увеличилось на 19%, а пропускная способность улиц меняется незначительно в силу сложившейся застройки и требует капитальных затрат для решения этой проблемы. Добавляют головной боли властям и остальные производные автомобилизации - парковки, безопасность движения, экология и т.д.

Но мы настойчиво и планомерно решаем те вопросы, которые зависят именно от местной власти.

Шесть лет назад развернули движение за образцовый белгородский двор без 'ракушек', железных гаражей, торговых киосков и павильонов. Получили всемерную поддержку населения и сегодня констатируем, что эти проблемы решены практически на 100%.

Реконструируем такие дворы, где предусматриваем строительство цивилизованных парковок, детских площадок, мест для отдыха и занятий спортом.

Для автомобилей обязываем застройщиков сооружать крытые паркинги, как при строительстве торговых и офисных зданий, так и при строительстве жилья.

Несмотря на различные юридические 'заковырки', настойчиво боремся с нарушителями парковки. Принудительно убираем автосредства с тротуаров, газонов, остановок общественного транспорта, дворовых территорий.

Причём никаких табу на 'крутые' номера, марки автомобилей и 'конкретных' владельцев не существует. Штрафстоянка и эвакуаторы работают рентабельно.

Сложный вопрос - работа общественного транспорта. Мы пошли путём муниципального заказа. Предложили всем частникам объединиться в крупные компании от 50 до 200-300 автомобилей и конкурировать за право выкупа муниципальных лотов.

Наша задача - контролировать выполнение условий заказа: графики, техническое состояние автотранспорта, культуру обслуживания, безопасность, пресечение выезда на выигранные маршруты 'нелегалов'. За последние 3 года никаких крупных разногласий с транспортными объединениями у нас нет, как и сбоев в обеспечении перевозок пассажиров.

И всё же мы планомерно укрепляем муниципальное транспортное предприятие - закупаем новые троллейбусы и автобусы большой вместимости, опять же в целях определённой транспортной независимости.

Перспективы транспортной разгрузки города тоже просчитаны и распределены по годам. Уже строится Юго-Западная объездная дорога с участием федеральных средств, готовятся проекты развязок наиболее загруженных автомагистралей.

За последние несколько лет нам значительно удалось в результате кропотливой системной работы кардинально изменить подходы к санитарному состоянию города, его озеленению и благоустройству.

Среди этих вопросов, согласитесь, особо острыми являются уборка и утилизация мусора.

У нас эту функцию осуществляет частная компания ООО 'ТК 'Экотранс', которая успешно работает на этом рынке более 5 лет.

Инфраструктура санитарного конвейера включает полигоны ТБО и инертных отходов, мусоросортировочный завод, установку по обезвреживанию медицинских отходов, необходимое количество поддерживаемых в надлежащем состоянии мусоровозов (более 60 единиц). Все это построено и приобретено на частные инвестиции.

За эти годы мы убедились в правильности решения о переходе на экономически обоснованные отношения и передачи в частные руки этой коммунальной отрасли.

Укрепилась материально-техническая база, соблюдаются графики вывоза ТБО, утилизируется вторсырье.

Второй участник санитарной уборки и содержания города – муниципальное учреждение 'Управление Белгорблагоустройство'.

Перед этим коммунальным предприятием поставлена и успешно реализуется задача повышения качества и производительности труда за счет его механизации и энерговооружения.

Такая система управления отходами позволила за 5 лет в 3 раза увеличить объем санкционировано размещаемых отходов, довести показатель перерабатываемых отходов более чем до 30%.

Сегодня мы подошли к этапу, когда оценка надёжности систем жизнеобеспечения города не может определяться уровнем 'хорошо' или 'плохо'. Нужна количественная оценка бесперебойности обеспечения населения ЖКУ в течение года, и мы работаем над введением в обращение соответствующего индекса надёжности.

При отсутствии сбоев в работе жизнеобеспечивающих отраслей городского хозяйства он равен единице.

Каждый сбой в работе снижает индекс, учитывающий в формуле расчёта число жителей, временно лишившихся ЖКУ и продолжительность сбоя в часах.

Индекс надежности систем жизнеобеспечения сегодня у нас в городе составляет 0,974.

Физический смысл этого значения следующий: в среднем горожанин не получает в течение года любую из ЖКУ нормативного качества в течение 9,5 суток.

Считаем внедрение такого индекса надежности систем жизнеобеспечения чрезвычайно актуальным. При этом ориентируемся на тот факт, что в развитых странах надежность систем жизнеобеспечения по оценкам специалистов выше, чем в России в 2,5 – 3 раза.

На наш взгляд, нормальное жизнеобеспечение города невозможно без планомерного решения важнейших социальных вопросов. Среди них наиболее актуальными сегодня являются решение жилищных проблем, социальная защита малообеспеченных категорий горожан, сокращение безработицы.

В 2008 году мы своевременно и, как считаем, аргументировано подготовили материалы для выделения федеральных средств под снос аварийного и ветхого жилья в текущем году и приступили к освоению полученных 462 млн. рублей.

Опять же, в прошлом году за счёт собственных средств начали строить социальное арендное жильё. Проблемы улучшения жилищных условий многодетных семей решаем путём привлечения спонсоров, строим коттеджи, приобретаем жильё в многоквартирных домах.

Планомерно расселяем общежития коридорного типа, с последующей передачей освободившихся зданий инвесторам для реконструкции под офисы или комфортное жильё. Уже расселено 14 общежитий, 8 будет расселено в текущем году. И этим будет положен конец муниципальным общежитиям коридорного типа.

Основной же путь обеспечения людей жильём - реализация принятой в области ещё 15 лет назад программы индивидуального жилищного строительства. Ежегодно в эксплуатацию сдаётся 110 тыс. кв. метров такого жилья, что составляет около 30% от общего объёма, а многоквартирного планомерно сокращается. В целом же, намеченная планка в 1 кв. метр жилья на человека нами преодолена ещё в 2007 году.

Отлажено работает система соцзащиты населения. Практически все нуждающиеся жители города - пенсионеры, инвалиды, неполные семьи и т.д. находятся в поле зрения социальных служб, и пользуются всеми льготами по оплате услуг ЖКХ, транспортного обслуживания, материальной помощи и т.д.

На протяжении последних лет в Белгороде стабильным остаётся уровень безработицы. Сегодня мы занимаем третье место в ЦФО после Смоленска и Липецка (1,77%.)

Основной путь сокращения безработицы мы видим в привлечении инвестиций в строительство, которое, в свою очередь, ведёт за собой промышленность, и связь, и другие отрасли. А строительство индивидуального жилья - это как раз и есть привлечение инвестиций наряду со строительством многоэтажного жилья, спрос на которое падает.

Обеспечение устойчивого развития городского сообщества невозможно без эффективной, самосовершенствующейся системы местного самоуправления.

С 2007 года реализуется городская целевая программа 'Развитие общественного самоуправления в городе Белгороде на 2008 - 2011 годы'. Город был разбит на 27 территорий в границах избирательных округов по выборам депутатов городского Совета. Избирательные округа представляют собой целостные сегменты города с примерно равным числом жителей. На базе избирательных округов были организованы территории самоуправления, на которых граждане осуществляют общественное самоуправление по месту их жительства или деятельности.

Территориальные советы во многом напоминают земство. Очень важно, что депутат через совет эффективно взаимодействует со своими избирателями. Данная модель проходит апробацию, но уже сегодня можно сделать вывод о ее перспективности и поступательном движении к главной цели, которая заключается в том, чтобы качество жизни муниципальной общины сделать объектом самоуправления.

В целом же, подводя некоторые итоги нашей работы, хочу отметить: созданная нами модель управления жизнеобеспечением города доказала свою эффективность. За последние 5 лет мы не имели каких-либо серьёзных чрезвычайных ситуаций или срывов в обеспечении горожан услугами.

Приятно отметить и тот факт, что Белгород регулярно отмечается на всероссийском уровне, как город с устойчивым развитием экономики и благоустройства.

Иначе мы и не мыслим свою работу, так как наша задача - обеспечить горожанам достойную, качественную жизнь.

Новостная лента   элемент(ы) 1 - 12 из 4477