1. ОТЧЁТ О РАБОТЕ АССОЦИАЦИИ 'СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ' И ЗАДАЧАХ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ПЕРИОД

ОТЧЁТ О РАБОТЕ АССОЦИАЦИИ 'СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ' И ЗАДАЧАХ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ПЕРИОД

Доклад главы администрации города Белгорода, Председателя Президиума Ассоциации 'Совет муниципальных образований Белгородской области' Василия Николаевича Потрясаева. 9 июня 2009 года, г. Строитель.

Первого января 2009 года завершился переходный период реализации положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 'Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации'. Это дает нам основания говорить, что основной этап муниципальной реформы в России пройден. Вместе с тем, перед нами встают новые задачи, связанные с эффективной реализацией федеральных муниципальных стандартов, закрепленных 131-м законом.

Опыт последних лет реализации законодательства о местном самоуправлении в России показывает, что создание на территории субъектов Российской Федерации организаций межмуниципального сотрудничества в форме советов муниципальных образований наглядно доказало свою жизнеспособность и востребованность.

Это общественное объединение помогает не только обеспечивать защиту прав муниципальных образований, представлять общие интересы, но и координировать их деятельность по развитию правовой, организационной, финансово-экономической и территориальной основ местного самоуправления, развитию горизонтальной интеграции.

Сегодня мне бы хотелось отметить, что акцент в деятельности Ассоциации 'Совет муниципальных образований Белгородской области' в прошедшем году был сделан на всемерное поступательное развитие деятельности ее комитетов.

В соответствии с Уставом Ассоциации на сегодняшний день у нас действуют три комитета:

- комитет по нормотворчеству и правовым вопросам (председатель - Анатолий Алексеевич Кретов);

- комитет по социальным вопросам (председатель - Иван Васильевич Бойченко);

- комитет по бюджетным, финансовым вопросам и комплексному социально-экономическому развитию (председатель - Фёдор Егорович Сулим).

На некоторых итогах их работы, из которой складывалась деятельность Ассоциации в целом, мне бы хотелось остановиться подробнее.

Одним из приоритетных направлений в рамках реализации стоящих перед ассоциациями муниципальных образований задач, является повышение правовой эффективности организации и функционирования муниципально-властных структур.

Традиционно выполнение данной задачи осуществляется советами муниципальных образований по различным направлениям аналитического, информационного и методического свойства. Поэтому обобщение деятельности Ассоциации 'Совет муниципальных образований Белгородской области' в этой сфере в истекшем году позволило сформулировать следующие приоритетные формы работы, направленные на повышение правовой эффективности:

1. Мониторинг законодательства о местном самоуправлении, осуществление сбора, изучения и анализа правовой информации, выявление пробелов в региональном законодательстве по вопросам организации и осуществления местного самоуправления.

2. Участие в подготовке проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, затрагивающих интересы муниципальных образований.

3. Осуществление консультационной деятельности по вопросам применения законодательства при осуществлении местного самоуправления.

В соответствии с этими приоритетами, исполнительной дирекцией Ассоциации проводится постоянный мониторинг реализации муниципальными образованиями 131-го закона. По его итогам проблемные вопросы выносятся на рассмотрение Президиума Ассоциации и по ним принимаются конкретные решения, в том числе и в виде законодательных инициатив.

Следует отметить, что для наиболее оптимального учета изменения законодательства предложена определенная методика осуществления мониторинга. С одной стороны - это анализ федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере местного самоуправления; с другой - анализ правового материала в данной сфере на уровне субъекта Федерации и непосредственно правовых актов муниципальных образований Белгородской области.

Такой подход позволяет выявить имеющиеся пробелы в законодательстве, определить оптимальные пути их устранения.

Не менее важно проследить тенденции развития муниципального законодательства, как непосредственно в Белгородской области, так и в других субъектах, наметить пути его развития с целью последующей унификации принимаемых на уровне муниципальных образований правовых норм.

Результатом такого анализа стало определение векторных направлений правотворческой деятельности муниципальных образований Белгородчины.

В целях их реализации осуществляется разработка типовых муниципальных правовых актов, методических рекомендаций и иных информационных материалов по реформе местного самоуправления.

Кстати, мониторинг имеющегося законодательства позволил обоснованно отнести к числу недостаточно проработанных вопросов развития местного самоуправления субфедерального уровня определение правовых рамок межмуниципального сотрудничества.

Особую значимость регулирования отношений, возникающих при взаимодействии органов государственной власти с советами муниципальных образований, подчеркнул и федеральный законодатель. Федеральным законом № 281-ФЗ 'О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации' установлено, что полномочия органов государственной власти субъектов по взаимодействию с советами муниципальных образований определяются законами субъектов.

Данная норма федерального закона является императивной и вменяет в обязанность всем субъектам Российской Федерации задачу установить правовые пределы взаимоотношений с имеющимися в них организациями межмуниципального сотрудничества.

Нами уже была проделана последовательная работа по подготовке проекта закона Белгородской области 'О взаимодействии органов государственной власти Белгородской области с Ассоциацией 'Совет муниципальных образований Белгородской области'.

В настоящее время данный законопроект принят в первом чтении Белгородской областной Думой.

Право законодательной инициативы по этому вопросу было реализовано главой Губкинского городского округа.

Этот пример наглядно иллюстрирует, как аналитическая деятельность в рамках мониторинга текущего законодательства, логично получила свое практическое воплощение в конкретном законе Белгородской области.

В целях осуществления консультационной помощи Ассоциацией был организован цикл семинаров для глав администраций и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления сельских поселений на общую тему: 'Основные правила совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений'.

В ходе работы данных семинаров проведен детальный проблемно-прикладной анализ законодательства по вопросам совершения нотариальных действий, рассмотрен широкий ряд вопросов практического свойства.

Помимо непосредственно консультаций, участники семинаров получили необходимый им в работе методический материал. Положительным результатом данного направления деятельности Ассоциации стало повышение квалификации должностных лиц местного самоуправления поселений в вопросах совершения нотариальных действий в частности и общего уровня их правовой культуры - в целом.

Хотелось бы подчеркнуть, что та большая работа, которая проводится Ассоциацией в области повышения эффективности правового обеспечения местного самоуправления, в конечном счете, направлена на усиление роли права в жизни каждого члена муниципального сообщества - каждого жителя области. Полагаем, что только при этом условии возможно поступательное повышение качества жизни вопреки финансово-экономическим деформациям различного рода.

Деятельность Комитета по социальным вопросам в истекшем году планировалась и выполнялась в соответствии с планом работы Ассоциации, приоритетными направлениями развития Белгородской области и выявленными проблемными вопросами по реализации Федерального закона № 131.

Общеизвестно, что один из главных показателей зрелости демократического общества состоит в возможности свободного волеизъявления граждан. Люди должны иметь право сами решать возникающие проблемы на местах, а долг государства - помочь им в этом.

Как справедливо отметил Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев: 'Открывать гражданам возможность самостоятельно решать свои локальные проблемы без указаний и распоряжений сверху - вот что есть суть местного самоуправления сегодня в России'. Эта актуальная тема приобрела в нынешнем непростом году особую остроту.

В рамках всемерного развития социального направления в деятельности муниципальных образований Комитетом не только выявлялся и обобщался позитивный опыт внутри региона. При активном содействии Комитета муниципальные образования Белгородской области принимали участие в общероссийских конкурсах на лучшее муниципальное образование.

И сегодня мы с удовлетворением отмечаем, что среди их победителей город Белгород, Бобравское сельское поселение Ракитянского района, глава Губкинского городского округа А.А. Кретов.

Востребованным и интерактивным является сайт ассоциации 'Совет муниципальных образований Белгородской области', где освещаются новости из муниципальных образований, публикуются проблемно-практические рекомендации на тему реализации Федерального закона № 131.

Это, с одной стороны, иллюстрирует гласность и открытость в работе Ассоциации, а с другой - служит хорошим методическим и информационным подспорьем муниципальным образованиям.

В рамках работы комитета главам поселений для использования в повседневной работе был предоставлен пакет федеральных и региональных нормативно-правовых актов, позволяющих сформировать эффективное правовое пространство в их деятельности.

16 марта 2009 года в городе Шебекино состоялось совместное заседание социального комитета Ассоциации и комитета по бюджетным, финансовым вопросам и комплексному социально-экономическому развитию на тему: 'Вопросы занятости населения - первостепенная задача местных властей'.

В заседании принял участие начальник управления по труду и занятости населения Белгородской области, представители местной власти из различных районов области, руководители предприятий и частные предприниматели. Они не только получили квалифицированные ответы на интересовавшие их вопросы, но и были проинформированы о перспективах в решении вопросов занятости населения области.

Предметно рассматривались на заседании наиболее острые вопросы организации и проведения общественных работ. В частности, было отмечено, что в Шебекинском районе активно используется метод фотосопоставления того, что было и того, что стало в результате проведённых работ по ремонту, благоустройству и т.д.

Также активно обсуждались вопросы организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости населения. Следует отметить, что вопросы трудоустройства сейчас - одни из наиболее актуальных, поэтому Ассоциация и впредь будет уделять им самое пристальное внимание.

На совместном заседании было принято решение о согласованных действиях глав администраций муниципальных образований в складывающейся ситуации.

В результате активной позиции Комитета на новый качественный уровень вышло взаимодействие с социальным комитетом Белгородской областной Думы, совместное выездное заседание с которым проводилось 30 марта 2009 года здесь, в городе Строитель.

Оно было посвящено роли и значению культуры в патриотическом и духовно-нравственном воспитании населения Белгородской области.

В заседании принимали участие члены постоянной комиссии муниципального Совета Яковлевского района по социально-культурному развитию, работники управления культуры, практические работники социальной сферы.

В ходе конструктивного диалога участники заседания приняли соответствующее решение.

В нём отмечается, в частности, что перспективным направлением должно стать создание новых форм учреждений культуры - культурно-духовных центров, центров семьи для возрождения семейных православных и русских народных традиций.

На наш взгляд, сегодня эта тема имеет особое значение. Не зря народная мудрость гласит: 'Что посеешь, то и пожнёшь!'. Массированной атаке средств массовой информации, Интернета, западной культуры на души и сознание наших земляков мы должны противопоставить исконно русскую идеологию, в основе которой вековой народный опыт и жизни, и хозяйствования, и воспитания молодёжи, и любви к Отечеству.

Большинство этих понятий несёт в себе православная культура, преподавание которой в школах даёт хорошие плоды. Поэтому и в дальнейшем нам необходимо более тесно сотрудничать с Белгородско-Старооскольской епархией, глубже изучать имеющийся в этом плане опыт, активно распространять его в муниципальных образованиях.

Отметим - данная работа не требует капитальных затрат. Необходимо просто большое желание и умение. А они, надеюсь, у всех нас есть в достаточной мере.

Не менее важно укреплять духовные начала в работе учреждений культуры. Кстати, участники совместного заседания также высказались за активное внедрение системы проведения выездных массовых культурно-досуговых мероприятий, новых форм вовлечения жителей, особенно детей и молодёжи, в работу кружков и клубных формирований. Также принято решение продолжить практику сотрудничества социального комитета Белгородской областной Думы и комитета по социальным вопросам Ассоциации.

Логичным итогом работы Комитета за прошедший период стал подготовленный сборник 'Лучший опыт муниципальных образований Белгородской области'.

На прошедшем 20 мая 2009 года заседании Президиума Ассоциации решения, принятые на двух совместных заседаниях, были одобрены и рекомендованы к использованию главам муниципальных образований Белгородской области.

Работа комитета по бюджетным, финансовым вопросам и комплексному социально-экономическому развитию в отчетный период строилась по следующим основным направлениям:

- изучение и мониторинг проблематики вопросов местного самоуправления по профильным направлениям деятельности муниципальных образований и отраслям муниципального хозяйства;

- обобщение регионального, российского и зарубежного опыта в разрабатываемой сфере;

- подготовка докладов и рекомендаций органам местного самоуправления Белгородской области по совершенствованию законодательства, нормативно-правовой базы и повышению эффективности управления муниципальными предприятиями и учреждениями, эффективности взаимодействия с иными субъектами хозяйственной деятельности;

- формирование рекомендаций и предоставление данных мониторинга для органов управления единого общероссийского объединения муниципальных образований.

Плановую работу Комитет сочетал с участием в подготовке и проведении мероприятий, предлагаемых в инициативном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с выявлением проблемных вопросов, возникающих в муниципальной практике.

25 октября 2008 года в городе Алексеевка состоялось заседание Комитета, на котором в числе прочих были рассмотрены вопросы бюджетной и налоговой политики, используемой при формировании бюджета муниципального образования.

В отчетный период Комитетом проведен сбор и анализ проблем повышения уровня финансового обеспечения муниципальных образований. На основе мониторинга были подготовлены рекомендации для практического решения проблем финансового, материального и методического обеспечения муниципальных образований.

Комитет подготовил и провел слушания на тему: 'Финансово-экономические основы деятельности органов представительной власти муниципальных образований'.

Целью слушаний было обсуждение реализации Федерального закона 131-ФЗ и применение Бюджетного Кодекса РФ в практической деятельности муниципальных образований.

Совместно с Белгородским государственным университетом Комитетом также подготовлены и проведены слушания на тему: 'Вопросы реализации Федерального закона 'Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации': финансовое обеспечение муниципальных образований'. Главная задача - выявление фактического положения дел и общественного мнения по вопросам реализации Федерального закона № 131 накануне вступления его в силу в полном объеме.

В целях обеспечения гласности в работе Комитета поддерживаются регулярные связи со средствами массовой информации. Материалы о деятельности Комитета регулярно размещаются в газете 'Муниципальное обозрение' в форме специальной рубрики, а также на информационных ресурсах Ассоциации.

Для последовательного обеспечения научно-методической и экспертной поддержки при подготовке мероприятий, а также для подготовки аналитических материалов по финансово-экономическим проблемам местного самоуправления, Комитетом осуществляется постоянное взаимодействие на уровне рабочих контактов и обмена информацией с департаментами финансов и бюджетной политики, экономического развития правительства Белгородской области, Белгородским государственным университетом, Институтом региональной политики и законодательства.

За отчетный период Комитетом подготовлено к изданию 2 сборника.

В сфере внимания Комитета были следующие темы: 'Налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов' и 'Бюджетный процесс органов муниципальных образований'.

Наряду с перечисленными информационно-аналитическими материалами в 2008-2009 г.г. подготовлен ряд аналитических статей для СМИ по актуальным вопросам местного самоуправления и муниципальных финансов в соответствии с планом работы Комитета.

Подводя некоторые итоги деятельности комитетов и Ассоциации в целом, хотелось бы в качестве иллюстрации привести один пример. 20 мая в Москве проходило всероссийское совещание по вопросам повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, организованное Министерством регионального развития Российской Федерации.

В рамках его работы участникам был презентован Вестник Общероссийского конгресса муниципальных образований 'Хроника муниципальной реформы. Год 2008', в котором обобщался опыт деятельности советов муниципальных образований всех субъектов Российской Федерации.

Приятным и закономерным для нас стал тот факт, что по позитивной оценке нашей деятельности в масштабах всей страны Ассоциация 'Совет муниципальных образований Белгородской области' заняла второе место.

Полагаю, что такая высокая оценка нашей повседневной работы служит хорошим доказательством её качества и одновременно ставит перед нами новые, еще более амбициозные задачи.

В своей повседневной деятельности мы ощущаем особое внимание со стороны губернатора области Евгения Степановича Савченко, который постоянно интересуется делами Ассоциации и поддерживает наши творческие инициативы.

Активную помощь мы получаем от областной Думы и Анатолия Яковлевича Зеликова, её комитетов, и, как я уже отмечал, департаментов правительства области.

Деловые и конструктивные взаимоотношения сложились у нас и с Общероссийским Конгрессом Муниципальных Образований и его исполнительной дирекцией.

В налаживании эффективной работы Ассоциации в целом и каждого муниципального образования важное значение в прошедшем году имели задачи, поставленные губернатором в выступлении на III-м Съезде Ассоциации.

В связи с этим во второй части своего доклада мне бы хотелось обобщить некоторые итоги деятельности муниципальных образований в прошедшем году и выделить ряд проблемных вопросов в повседневной муниципальной практике.

Сегодня Федеральный закон № 131 позволил значительно активизировать общественную жизнь, власть действительно стала ближе к народу, который принимает непосредственное участие в формировании этой самой власти.

Следует отметить, что большинство муниципальных образований Белгородской области считают, что имеющиеся на сегодняшний день полномочия позволяют эффективно использовать ресурсы территорий для развития экономики, активизации населения в принятии решений по вопросам жизнедеятельности муниципальных образований и обеспечивают контроль со стороны населения за результатами работы должностных лиц и органов местного самоуправления.

Это отмечают члены муниципального сообщества в Алексеевском, Белгородском, Борисовском, Краснояружском, Ровеньском и других районах.

Аналогичная ситуация в целом обстоит и с имеющимися у вышеназванных муниципальных образований возможностями реализации своих полномочий.

Вместе с тем, ряд муниципальных образований, в частности, Волоконовский, Красногвардейский, Красненский районы отмечают, что в сложившихся условиях экономической нестабильности возникают проблемы в нехватке финансовых средств для полной реализации своих полномочий.

При этом, говоря о проблемах с финансовым обеспечением исполнения вопросов местного значения, связывают их с несовершенством налогового законодательства (Губкинский городской округ, Яковлевский район).

Наряду с материально-финансовыми трудностями отмечается также недостаточное кадровое обеспечение местного самоуправления (Шебекинский район и город Шебекино).

В муниципальных районах считают, что ряд полномочий не соответствуют возможностям их реализации (Прохоровский и Яковлевский районы).

Среди них: обеспечение мер пожарной безопасности, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, создание условий для массового отдыха жителей поселений и организация обустройства соответствующих для этого мест, организация сбора и вывоза твёрдых бытовых отходов, создание, содержание и организация деятельности аварийных спасательных служб или формирований на территории поселений.

Аналогичные нестыковки есть и по вопросам местного значения между муниципальным районом и поселениями в области культуры, массового спорта.

В числе трудностей для реализации ряда полномочий выделяются:

-отсутствие правового регулирования передачи имущества из одного вида собственности в другой; -

- отсутствие федерального и регионального законодательства с четко определенными полномочиями органов местного самоуправления в сфере транспортного обслуживания населения, что затрудняет исполнение полномочий по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения. Этим обеспокоены в городе Валуйки и Яковлевском районе.

Наряду с этим также отмечается, что вносимые в Федеральный закон № 131 после его принятия более 40 раз изменения и дополнения весьма осложняют работу органов местного самоуправления.

Говоря об инициативных формах обсуждения населением проблем своих территорий, прежде всего, хотелось бы отметить, что органы местного самоуправления всех муниципальных образований Белгородской области всячески способствуют непосредственному участию жителей в их решении.

К числу таких форм, наиболее популярных и востребованных на Белгородчине, можно отнести сходы, собрания граждан, территориальное общественное самоуправление. Они активно практикуются в Алексеевском, Белгородском, Борисовском, Прохоровском, Чернянском районах, Губкинском и Староскольском городских округах.

Собрания граждан проходят в городских и сельских поселениях регулярно. Их проблематика достаточно разнообразна.

Чаще всего это вопросы экономического и социального развития территорий. В т.ч. вопросы благоустройства населённых пунктов, создания ТСЖ, оказания коммунальных услуг, установления тарифов, перевод земель поселений из одной категории в другую.

В последнее время на сходах более активно практикуется информирование населения об изменениях в законодательстве, о деятельности органов местного самоуправления, о работе участковых уполномоченных милиции, отчеты депутатов по исполнению наказов и многие другие.

Проведение таких мероприятий служит эффективным механизмом 'обратной связи' населения с муниципальными чиновниками. Принятые на них решения в виде наказов и предложений принимаются органами местного самоуправления к исполнению либо направляются в соответствующие учреждения.

Хорошей тенденцией в муниципальных образованиях Белгородской области стало активное использование, наряду с традиционными, своих собственных творческих 'находок' включения потенциала населения для решения насущных вопросов.

Так, на территории Краснояружского района энергично действуют советы общественности, уличные комитеты, женсоветы, советы ветеранов, Консультативный совет при главе администрации района. Для развития самостоятельной инициативы населения используется информирование общественных организаций через встречи с главой администрации района, его заместителями, руководителя структурных подразделений администрации района.

Это способствует повышению активности и инициативности населения в решении вопросов местного значения.

Во всех городских и сельских поселениях Волоконовского района также созданы и функционируют Советы общественности, в состав которых входят руководители организаций, представители администрации территории, актив поселений, жители, пользующиеся у населения заслуженным авторитетом.

Советы проводят свою работу по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. На повестку дня Советов, кроме вопросов местного значения, выносятся вопросы персональных мер воздействия и порицания к нарушителям общественного спокойствия, разрешения конфликтных ситуаций.

Регулярно на территории района проводятся 'Информационные дни' с участием специалистов администрации района, подведомственных управлений и служб. В средствах массовой информации района публикуются материалы, призывающие активнее выражать гражданскую позицию, участвовать в самоуправлении территории.

В Яковлевском районе хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как проведение дней администрации района в поселениях. В районе она действует уже 6 лет и приносит большую пользу, как всем жителям района, так и местным органам власти. В течение года Дни администрации района в каждом поселении проводятся не менее трех раз.

Есть свой позитивный опыт и в городских округах. На территории Губкинского городского округа создано девятнадцать ТОСов. Регулярно с участием главы администрации городского округа, должностных лиц администрации проходят встречи с населением, где обсуждаются вопросы социально-экономического развития муниципального образования, затрагиваются проблемы и рассматриваются пути их решения.