1. Пресс-служба
  2. Новостная лента
  3. ОТЧЁТ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БЕЛГОРОДА В.Н. ПОТРЯСАЕВА 'О выполнении программ социально-экономического развития Белгорода за 2007 год' 22 июля 2008 года на V сессии Совета депутатов г. Белгорода четвертого созыва

ОТЧЁТ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БЕЛГОРОДА В.Н. ПОТРЯСАЕВА 'О выполнении программ социально-экономического развития Белгорода за 2007 год' 22 июля 2008 года на V сессии Совета депутатов г. Белгорода четвертого созыва

УВАЖАЕМЫЕ ДЕПУТАТЫ, УЧАСТНИКИ ЗАСЕДАНИЯ!

Прошедший 2007 год был отмечен важными для нашего города событиями. В первую очередь, это присвоение Белгороду высокого и почётного звания - 'город воинской славы'. В декабре прошлого года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Российской Федерации, а в марте наступившего - выборы Президента России.

Приняв активное участие в выборах, жители города продемонстрировали доверие проводимому руководством страны курсу, высказались за его продолжение.

Надежный фундамент реализации намеченных планов создан. Преодолены кризисные явления в экономике. Обеспечен переход большинства населения от неприемлемого уровня жизни к минимально приемлемому.

Достигнута стабильность в городском сообществе, созданы необходимые экономические, социальные, политические и психологические предпосылки для дальнейшего развития. У нас появилась прочная материальная и финансовая база, возможность вложения в человека, в модернизацию 'человеческого капитала'.

Есть реальная возможность обеспечить уверенное будущее горожан и города в целом. Именно эта цель, основанная на принципах и ценностях социальной справедливости, взаимного достоинства и уважения, становится общим делом для всех нас. Поэтому в отчетном периоде созидательная работа белгородцев была направлена на углубление позитивных процессов, на динамичное и эффективное развитие всех сфер жизнедеятельности города.

Белгород уверенно лидирует среди городов Белгородчины по темпам социально-экономического развития. Данные за 2007 год полностью подтверждают эти тенденции, правоту наших планов и прогнозов.

Индекс промышленного производства составил 119,6 процентов к уровню 2006 года. Успешно продолжают работать большинство отраслей промышленности, в т.ч. машиностроение, швейная, химическая и фармацевтическая, перерабатывающая и пищевая, стройиндустрия. Позитивные перемены происходят в топливно-энергетическом комплексе, на предприятиях транспорта, связи.

В 2007 году Белгород стал лауреатом 1-ой степени национальной экологической премии 'ЭкоМир' в номинации 'экологическая политика' по итогам успешного внедрения ряда экологических проектов.

В т.ч. по приведению к европейским нормам отходов цементного производства, совершенствованию технологии по сбору, вывозу и захоронению твердых бытовых отходов, получению экологического эффекта от замены асфальтобетонных покрытий на тротуарную плитку.

Объём ввода жилья в эксплуатацию в 2007 году в 1,4 раза превысил установленное задание. Город уверенно превзошёл заветный рубеж в 300 тысяч квадратных метров введенного жилья, при этом одну треть составило индивидуальное. (при плане 240 тыс. кв.метров было введено 333,9 тыс.кв.метров). По объёму введенного жилья на 1000 человек город в 2,5 раза опережает аналогичный показатель по стране и является безусловным лидером в Центральном Федеральном округе.

Выполнена в полном объеме программа 2007 года инженерного обустройства микрорайонов ИЖС. В запланированных объемах в городе ведется строительство инженерных сетей, сооружение социально-культурных объектов, реконструкция улично-дорожной сети, комплексное благоустройство дворовых территорий.

В очередной раз в прошлом году мы подтвердили репутацию инвестиционно привлекательного города. Объем инвестиций в основной капитал возрос в два раза и превысил 16 млрд. рублей. Большая их часть осваивается в промышленности и жилищном строительстве.

Много внимания уделялось вопросам инновационного развития, создания соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию образования, науки и бизнеса.

Доходы бюджета города более чем на 1,3 млрд. рублей превысили уровень предыдущего года, что позволило нам выполнить все бюджетные обязательства, а отдельные и перевыполнить. Более половины средств направлены в социально-культурную сферу. Новацией стал переход к стратегическому планированию, что расширило горизонты наших планов, усилило прогнозную компоненту. Это признак определенности, надежности наших перспектив и более высокий уровень ответственности органов местного самоуправления.

Основной показатель Программы повышения качества жизни населения - это рост реальных денежных доходов населения. Среднемесячная заработная плата за прошлый год составила 12,7 тысячи рублей, (2006 - 9,3 тыс.) на конец года - 17,2 тысячи, что на 34 процента выше соответствующего периода 2006 года. И практически приблизилась к плановому показателю 2011 года - 18,7 тыс. рублей.

В реальном выражении в среднем за год она возросла более чем на 13 процентов, а на конец года - почти на 19 процентов. Соотношение заработной платы к величине прожиточного минимума трудоспособного населения составило коэффициент 3,8 против 3,4 за предыдущий год.

Заметно возросла зарплата работников бюджетной сферы с переходом на отраслевые системы оплаты труда. Так, на 1 июля т.г. уже около 85 процентов их работают в новых условиях.

В результате заработная плата учителей школ увеличилась на 22,3 процента, врачей - почти на треть, специалистов культуры - в два раза, социальной защиты - на 19 процентов. В предстоящие годы эта работа будет продолжена.

Сократилось число людей с доходами ниже прожиточного минимума. Создано более 6 тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест. Уровень безработицы сократился с 1,17 до 0,86 процента к уровню экономически активного населения, что более чем в 2 раза ниже средней цифры по России.

Продолжилась в прошлом году положительная динамика демографических процессов в городе. Детей родилось на 286 больше, чем в 2006 году, то есть прирост 8,3 процента.

По уровню рождаемости Белгород занимает второе место в Центрально-Черноземном районе и третье место в Центральном федеральном округе.

Коэффициент рождаемости впервые приблизился к символически важному рубежу - 10 рождений на 1000 жителей (по итогам года он составил 9,3). Почти треть новорожденных - вторые дети в семье, их на одну пятую больше чем в 2006 году.

Коэффициент естественной убыли составил 1,1 на тысячу жителей, что более чем в два раза меньше к уровню предыдущего года.

Увеличилась средняя продолжительность жизни. В 2007 году она в среднем составила 70,9 лет, что на год больше, чем в 2006 году. Причём, у мужчин этот показатель равен 65,4 года, а у женщин - 76,1. Так что, здесь тоже есть, над чем работать.

Продолжала расти численность населения. Горожан стало почти на 5 тысяч больше. Сегодня в Белгороде проживает 353,1 тысячи человек

Еще один рекорд года: зарегистрировано самое большое количество браков за последние полтора десятилетия. Но справедливости ради следует сказать, что пока не уменьшается число разводов.

В 2007 году мы напряженно работали над реализацией приоритетных национальных проектов. Заметные результаты достигнуты в модернизации образования, повышении качества услуг в здравоохранении. По основным показателям, характеризующим состояние здоровья населения, город занимает ведущее место в области.

Свидетельством этого являются постоянные победы в областном рейтинговом соревнование и занесение города на областную Доску Почёта.

Есть определённые позитивные результаты в обеспечении безопасности горожан и работе городского УВД.

Так, общее количество зарегистрированных преступлений сократилось на 19%, на 22,3% сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, Возросла общественно-полезная занятость подростков и качество профилактической работы с ними, о чём свидетельствует сокращение подростковой преступности на 43,6%.

Совершенствуются методы борьбы с организованными формами криминала, экономическими и налоговыми преступлениями, более активно пресекаются факты коррупции и нерационального расходования государственных средств. Улучшилась раскрываемость преступлений, а это значит, возросла неотвратимость наказания, что является основой для укрепления стабильности общества.

Повысилась роль общественных формирований в профилактике правонарушений, усилилась борьба с пьянством, наркоманией, правонарушений в сфере быта.

Как видите, созидательный труд земляков на всех направлениях социально-экономического и культурно-духовного развития принес свои плоды. И я хочу искренне поблагодарить всех горожан, трудовые коллективы за достигнутые в 2007 году результаты, за самоотверженный труд.

Это стало возможным также благодаря плодотворному сотрудничеству органов государственной и муниципальной власти, их эффективному взаимодействию с федеральными структурами, представителями политических партий, деловых кругов, руководителями коллективов, деятелями науки и культуры, институтами гражданского общества. С этой стартовой площадки нам по силам взять новые рубежи.

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Для развития экономики города в текущем году нет никаких сдерживающих факторов, важна наша собственная инициатива.

Будет продолжена реализация начатых и десятков новых больших и малых инвестиционных проектов. Тем более, что стратегия движения вперёд у нас определена в соответствующем плане, утверждённом на сессии Совета депутатов города в январе прошлого года.

Следует признать, что впервые мы готовили документ такого прогнозного уровня, без определённого опыта при составлении графика разработки и принятия городских целевых программ в 2007 г., и учёта в полной мере документов регионального и федерального уровней, связанных с реализацией целевых программ. Также на федеральном уровне в 2007 году появился ряд проектов, предусматривающих реальную финансовую поддержку регионов, что сделало невостребованными намеченные нами отдельные программы.

Тем не менее, итоги 1-го года работы по реализации Стратегии развития Белгорода до 2025 года и плана действий органов местного самоуправления на 2007-2011 годы показали способность команды администрации города решать поставленные задачи по достижению намеченных целей. Это, прежде всего, инвестиции в человека, устойчивое развитие города и благополучие горожан.

Выполненные по целевым направлениям Стратегии мероприятия позволили сделать заметный шаг в социально-экономическом развитии областного центра.

Вместе с тем, по прошествии всего лишь одного года, мы видим, что не всё и не везде пока получается, как задумывалось. Об этом у нас недавно состоялся очень деловой и критический разговор на заседании коллегии органов местного самоуправления. Поэтому с вашего разрешения, остановлюсь на нескольких, на наш взгляд, принципиально важных направлениях работы администрации.

Для реализации поставленных Стратегией развития города целей и задач планировалось в течение 2007 года разработать и внести на рассмотрение городского Совета 28 перспективных целевых программ.

Однако, по итогам 2007 года, только 20 из них рассмотрены и утверждены городским Советом. Внесение 3-х программ перенесено на текущий год.

От 5-ти программ пришлось отказаться по разным причинам - некоторые входят составной частью в региональные программы, например, программа инженерного обустройства районов ИЖС. Другие, как например диспетчеризация городского пассажирского транспорта, автомобилей скорой медицинской помощи и спецавтотехники - в концепцию комплексной схемы развития всех видов транспорта г. Белгорода.

Всего в 2007 году на территории г. Белгорода реализовывались 15 городских целевых программ.

На осуществление запланированных мероприятий были определены денежные средства в сумме 1 391,9 млн. рублей из всех источников финансирования, в т.ч. средства городского бюджета - 264,6 млн. рублей.

За отчетный период фактически выполнены работы и проведены мероприятия на сумму 298,1 млн. рублей из городского бюджета, что на 12,6% выше запланированного.

В текущем году действует уже 26 городских целевых программ с объемом финансирования 1 446,6 млн. рублей, из них средства городского бюджета - 749,0 млн. рублей.

Как видите, объём финансирования возрос почти в три раза. А это должно означать наращивание темпов реализации намеченного. Вместе с тем, проведенный нами анализ реализации Стратегического плана по итогам 2007 года показал, что часть программных целей и задач выполняется недостаточно настойчиво.

К примеру, департамент экономики и финансов (Спицын В.В.) при реализации целевой установки № 3 (Увеличение экономического потенциала города) ещё не сумел глубоко вникнуть в проблемы развития предпринимательства в городе, создание новых социально значимых видов деятельности, и, соответственно, увеличения налоговых поступлений в бюджет города.

С нашей стороны оказывалась и оказывается поддержка субъектам малого предпринимательства, но мы рассчитываем и на встречное, аналогичное движение.

Статистика показывает, что у нас пока ещё есть субъекты малого предпринимательства, которые обеспечили заработную плату своим работникам не выше одной тысячи рублей в месяц. Вот такие предприятия, наверное, нам не нужны. Не нужны. Пусть они не мучают людей и сами, наверное, не мучаются. А если уж организовали дело, то должны обеспечить достойную заработную плату для своих работников. Или же показать реальную зарплату, которая выплачивается на самом деле.

Считаю, что мы просто обязаны предметно рассмотреть деятельность всех вот таких субъектов малого предпринимательства, на поддержку которых, зачастую, тратим средства бюджета города. Не стесняясь, вывести их на чистую воду и показать городскому сообществу, как пример игнорирования интересов города и горожан.

Кстати, такой же 'чёрный список' будет нелишним и в отношении недобросовестных 'победителей' конкурсов муниципального заказа, которых мы порою вынуждены принуждать работать через судебные органы.

Особое внимание, уважаемые депутаты, будет уделяться поддержке инновационного пути развития экономики во всех её направлениях, - будь то бионанотехнологии, или альтернативная энергетика,

И здесь важно понимать, что деньги не главное. Главное - это идеи, а точнее их носители, для реализации которых нам предстоит создать новую инновационную среду, суть которой примитивно можно изложить следующим образом:

1) город должен ежегодно прирастать интеллектом, то есть количеством творческих, умных людей;

2) баланс между утечкой и притоком мозгов должен быть положительным.

К сожалению, сегодня он не положительный, а отрицательный;

3) коэффициент использования интеллекта, иначе говоря, превращение его в законченный продукт, представляющий экономический или социальный интерес, должен быть максимальным.

Таким образом, процесс процветания города можно представить в виде простой формулы: как количество творческих людей, проживающих в нём, умноженное на коэффициент их использования.

То есть, чем больше умных людей и чем больше они востребованы, тем богаче во всех отношениях та или иная территория.

Я повторяю, деньги не главное. Деньги сами идут туда, где умные люди, умные управленцы, прекрасные менеджеры, руководители и квалифицированные рабочие кадры. И наоборот, они бегут от тех территорий, где эти условия не соблюдаются.

Возьмём, жилищную проблему. Департаментами строительства и архитектуры (Есипов А.Е.) и здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости (Скурятин В.И.) практически не велась работа по созданию системы привлечения инвестиций в социально ориентированный проект строительства жилья, предназначенного для сдачи внаём и разработки программы строительства социального жилья. Нет движения по созданию схемы реализации социально ориентированных риэлтерских услуг, временному обеспечению жильем молодых семей, специалистов, работников бюджетной сферы. Всё это сдерживает реализацию цели № 5 (Обеспечение доступности жилья для населения).

С другой стороны мы должны реально учитывать и тот факт, что доступность жилья - проблема многогранная, и её реализация находится пока на начальном этапе. В т.ч. и по многим вопросам правового характера.

Только недавно были внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации и по инициативе Совета депутатов города и администрации Белгорода принят закон Белгородской области 'О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма'.

Опираясь на эти документы уже сегодня определён комплекс мер по признанию граждан малоимущими, а в целях эффективного использования муниципального жилищного фонда решением сессии Совета утверждено Положение о муниципальном жилищном фонде коммерческого использования г. Белгорода.

Губернатором области Е.С. Савченко в реализации жилищной политики поставлена задача не только на увеличение объемов ввода жилья, но и на более энергичное проведение структурных и системных изменений в этой сфере. Что имеется в виду?

Во-первых, ввод жилья должен быть равномерным по срокам в течение года. При этом особое внимание мы должны уделить строительству индивидуального жилья и довести его долю до половины от общего объёма ввода жилья по городу.

Во-вторых, считаю необходимым создать систему строительства арендного жилья, выработать механизм её развития и установить контроль за реализацией.

Арендное жильё – один из перспективнейших путей обеспечения доступности жилья для семей с низкими доходами, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Поэтому система должна сбалансировать объёмы вводимого жилья таким образом, чтобы удовлетворить спрос на приобретение квартир в собственность и обеспечить возможность найма.

При этом строительство арендного жилья должно стать инвестиционно привлекательным для вложения средств застройщиков.

В-третьих, культура и технология строительства жилья требуют коренного пересмотра, как, кстати, и сроки строительства. Отсутствие должного контроля за соблюдением нормативных сроков строительства размывает ответственность застройщика перед муниципалитетом и дольщиками. Долгострой или 'незавершёнка' в современных условиях повышения качества среды жизнедеятельности просто недопустимы. Это приводит к жирующей прослойке застройщиков, а значит и коррупции.

В-четвёртых, мы активно включились в реализацию программы капитального ремонта жилого фонда.

С такой же настойчивостью надо заниматься и программой переселения из аварийного жилья. Обе эти программы уже подкреплены федеральными средствами.

В-пятых, для ускорения и обеспечения опережающих темпов инженерного обустройства вновь строящихся массивов жилищной застройки необходимо эффективно использовать механизм государственно-частного партнерства.

О чем идет речь?

Мы считаем, что нужно объединить ресурсы бюджета города, застройщиков, а также сетевых компаний, занимающихся обеспечением электроэнергией, теплом, газом, водой, строительством дорог. Надо проводить комплексное проектирование инженерного обустройства и освоение застраиваемых территорий. Сегодняшняя практика, когда все делается не по общему плану, а по индивидуальному, подчас бессистемно, наносит большой материальный урон и не обеспечивает современных требований качества выполняемых работ.

Важным направлением в деятельности администрации в отчётном периоде оставалось решение социальных вопросов. Сделано многое, но и проблем остаётся ещё немало.

Так, достигнутые при реализации цели № 6 (Сохранение и укрепление здоровья жителей города) департаментом здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости (Скурятин В.И.) результаты пока не дают ответ на многие вопросы качества медицинских услуг и отношения медперсонала к пациентам. В какой мере повлияло на это серьезное повышение заработной платы медикам? Существуют ли проблемы с лекарствами в больницах? Какой уровень квалификации врачей? Ответ, скорее всего, могут дать только сами жители города.

Поэтому, думается, в ближайшее время муниципальному учреждению 'Институт муниципальных проблем' (Боженов С.А.) необходимо провести социологическое исследование на данную тему, чтобы оценить соотношение вложенного в медицину за последние годы и имеющейся отдачи.

Проведенная департаментом образования, культуры, спорта и молодёжной политики (Перестенко Н.В.) работа по реализации цели № 7 (Развитие интеллектуального и духовного потенциала населения, создание условий для творческой самореализации личности) не позволила в полной мере осуществить мероприятия в сфере молодёжной политики, образования, культуры, а также сократить процент уклоняющихся от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Значения по трём индикаторам 'Охват детей дошкольным общественным воспитанием', 'Охват населения культурно-образовательной деятельностью' и 'Охват населения информационными услугами через библиотечное обслуживание' остались на уровне 2006 года.

Хочу чуть подробнее коснуться вопросов сферы образования, призванной создать условия для всестороннего развития личности, реализации каждым из юных граждан города своего творческого потенциала.

Результаты 2007 года говорят о том, что по ряду показателей плановые цифры достигнуты.

В частности, это относится к обеспечению школ компьютерной техникой, - охвату детей и подростков организованным летним отдыхом и оздоровлением, где, кстати, мы уже вплотную подошли к цифре 2011 года.

Приближены к плановым и будут выполнены в 2008 году цифры по охвату учащихся образовательными услугами повышенного уровня, начальной профессиональной подготовкой и горячим питанием.

Проблемой остаётся обеспечение граждан города услугами дошкольного общественного воспитания. Нами принят ряд мер по её решению, но сегодня мы видим, что этого недостаточно. Поэтому здесь необходимы более настойчивые и предметные действия.

В городе целенаправленно реализуется подпрограмма 'Одарённые дети' комплексной целевой программы 'Дети Белгорода'.

Результатом работы по этому направлению можно считать существенное увеличение количества призовых мест, занятых учащимися города на областных олимпиадах, с 43 в 2005 году до 83 в 2008 году, а также 19 призовых мест в окружном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады. Во всероссийских научно-исследовательских программах из 71 участника победителями и призерами стали 53 школьника города.

Вроде бы успехи налицо. Но как складывается судьба наших белгородских гениев дальше?

Как мы используем их потенциал на благо города? Какие условия создаём, чтобы после учёбы в ВУЗах они были в полной мере востребованы в городской экономике, социально-культурной сфере, управлении? Ответов на эти вопросы пока нет. Да и задач не ставилось.

За последние годы многое сделано по строительству и капитальному ремонту образовательных учреждений, совершенствованию их материальной базы. Поддержка материально-технической базы школьного образования всегда была нашим приоритетом, но сегодня требования к ресурсной базе образования возросли и необходим совершенно иной качественный и структурный подход.

Это и современное учебное оборудование, и база для информационных образовательных технологий, научная литература и многое другое. Конечно, при этом мы не должны забывать и о благоустройстве территорий школ, их капитальном ремонте, обеспечении инженерными коммуникациями. Ещё предстоит принять меры по оборудованию школ системами противопожарной безопасности, видеонаблюдения, оснащению современным оборудованием и мебелью, найти средства в бюджете города для развития базы опорных школ.

Продолжается процесс профилизации старшей школы. Мы разработали достаточно интересную модель сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений в условиях города, и заставить ее эффективно работать на повышение качества образования выпускников - это сложная, но решаемая задача.

Среди приоритетов нельзя не выделить информатизацию образования. В последние годы существенно вырос парк компьютерной техники в общеобразовательных учреждениях города, все общеобразовательные учреждения подключены к сети Интернет. Но есть проблема - отсутствие централизованного обслуживания компьютерной техники. Одно из решений - создание структуры, которая поможет педагогическим коллективам широко и свободно использовать возможности интрасети.

Таким образом, можно говорить о позитивных изменениях в системе образования г. Белгорода. Вместе с тем, время, прошедшее со дня принятия Стратегии, внесло свои коррективы в планы, перед муниципальной системой образования поставлены новые задачи. Прежде всего, это комплексный проект модернизации образования, в рамках которого с января 2008 года осуществлён переход на новую систему оплаты труда работников общеобразовательных учреждений. И это мы рассматриваем как первый этап.

В течение ближайших двух лет мы осуществим второй этап и доведем зарплату учителя до средней по городу, а на третьем этапе - до средней в экономическом секторе. Преподаватель - это не разнорабочий, а работник высокой квалификации. Его зарплата должна соотноситься с зарплатой менеджера или чиновника, то есть должна быть выше средней по городу. При этом оплата труда знающего, умелого педагога, признанного родителями и учениками, не должна сдерживаться нормативными рамками, она может в разы быть больше средней заработной платы рядового работника.

Достойная зарплата учителя даст возможность ему стать участником различных льготных программ по улучшению жилищных условий. Существенные стимулы будут приняты для учителей начальных классов и учителей-предметников, владеющих иностранным языком и способных вести часть уроков на нём.

Наша задача заключается в том, чтобы главным стимулом, материальным и нравственным, для учителя Белгорода стало с каждым годом растущее качество образования ученика, благодаря созданию системы самосовершенствования самого учителя.

Администрацией города инициирован переход на подобную систему оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений. В ближайшей перспективе - повышение средней заработной платы педагогов дополнительного образования.

При несомненном прорыве в этом направлении сохраняются проблемы в кадровом обеспечении системы образования. Это связано с недостаточным притоком молодых кадров. Радикального изменения требует система отбора и направления лучших выпускников ВУЗов для работы в школах. Мы просто обязаны за счёт серьёзных льгот, изменений учительскую работу превратить из малопрестижной в самый популярный профессиональный выбор среди лучших выпускников наших вузов.

Считаю, что это направление должно быть основным приоритетом в нашей работе. Планируем департаменту образования, культуры, спорта и молодёжной политики (Перестенко Н.В.) изучить в этой связи опыт других регионов и перенести его на нашу белгородскую почву.