1. ОТЧЁТНЫЙ ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕЗИДИУМА АССОЦИАЦИИ 'СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ' В.Н. ПОТРЯСАЕВА НА III-М СЪЕЗДЕ 5 ИЮНЯ 2008 ГОДА

ОТЧЁТНЫЙ ДОКЛАД ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРЕЗИДИУМА АССОЦИАЦИИ 'СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ' В.Н. ПОТРЯСАЕВА НА III-М СЪЕЗДЕ 5 ИЮНЯ 2008 ГОДА

Уважаемый Евгений Степанович! Уважаемые коллеги!

Уважаемые гости и приглашённые!

Два года назад была учреждена Ассоциация 'Совет муниципальных образований Белгородской области'. В соответствии с её Уставом съезды проводятся ежегодно, так что наш съезд уже третий.

Сегодня можно уверенно констатировать, что за это время Ассоциация стала не просто формой объединения муниципалитетов, но и организацией, активно представляющей их интересы во взаимоотношениях с органами государственной власти, гражданами и юридическими лицами.

Этому во многом способствовало заинтересованное участие в её становлении и организации работы областной Думы и правительства области, федеральных структур и органов местного самоуправления. Особое внимание в своей повседневной деятельности мы ощущаем со стороны губернатора области Евгения Степановича Савченко, который постоянно интересуется делами Совета и поддерживает его творческие инициативы.

В налаживании эффективной работы Ассоциации важное значение имели задачи, поставленные губернатором в выступлении на II-ом съезде Ассоциации.

Отмечу, что работу Ассоциации в отчётном периоде, т.е. с мая 2007 года по настоящее время, нельзя рассматривать в отрыве от реализации в области программ социально-экономического и культурного развития, потому что их конкретизация происходит именно на уровне местного самоуправления, т.е. в городе, посёлке, селе, там, где живут белгородцы. И от всех нас, руководителей муниципальных образований, поселений, в первую очередь зависят качественные изменения в жизни людей, нашей Белгородчины в целом.

Поэтому свою главную задачу мы видим в том, чтобы сплотить муниципальное сообщество, выработать единые подходы к решению имеющихся проблем, увидеть, поддержать и распространить положительный опыт, вооружить муниципальные кадры разносторонними знаниями.

Ведь это является основой для продолжения курса стабильного развития муниципальных образований области, повышения качества жизни её жителей, и, что особо важно, формирования гражданского общества, как необходимой предпосылки построения правового государства.

Уважаемые участники съезда!

Как в любом живом и развивающемся организме, в нашей Ассоциации в прошедшем году произошли некоторые изменения.

По инициативе жителей территорий было принято решение об объединении поселений, входящих в состав муниципальных районов 'Город Губкин и Губкинский район', 'Город Старый Оскол и Старооскольский район' и образовании городских округов с наделением их соответствующими полномочиями.

Эти преобразования влекут за собой определенные юридические последствия, на основе которых сегодняшний съезд должен внести изменения и дополнения в Учредительные документы. Напомню ещё раз, что в учреждении Ассоциации в марте 2006 года приняло участие 337 муниципальных образований. В связи с названными преобразованиями, количество учредителей уменьшится на 30.

Уважаемые коллеги!

В отчётном периоде Ассоциация строила свою работу в соответствии с положениями Федерального закона № 131, на основе разработанного и утвержденного плана, где были обозначены основные направления деятельности.

На практике перечень основных направлений межмуниципального сотрудничества в Белгородской области выглядит следующим образом:

- развитие форм межмуниципального сотрудничества и взаимодействия муниципальных образований;

- мониторинг реализации положений Федерального закона № 131 на территории Белгородской области;

- формирование режима информационной открытости в деятельности ассоциации 'Совет муниципальных образований Белгородской области'.

1. Развитие форм межмуниципального сотрудничества и взаимодействия муниципальных образований.

Сама природа Ассоциации предполагает проведение мероприятий по совершенствованию взаимодействия и сотрудничества муниципальных образований в целях выработки единой политики в муниципальном строительстве, совместном решении наиболее значимых задач, стоящих перед муниципальным сообществом.

Основными организационными формами, в которых осуществлялось межмуниципальное сотрудничество, вырабатывалась единая политика развития институтов местного самоуправления в Белгородской области были:

- проведение заседаний Президиума Ассоциации и комитетов;

- организация и проведение семинаров, конференций, заседаний 'круглых столов' по наиболее актуальным вопросам, требующим объединения совместных усилий муниципальных образований;

- оказание методической и консультативной помощи муниципальным образованиям и т.д.

За прошедший год состоялось 8 заседаний Президиума и комитетов. В их работе принимали участие представители прокуратуры, аппарата губернатора и областной Думы, органов юстиции, депутаты областной Думы.

На заседаниях Президиума и комитетов обсуждались следующие вопросы:

- о работе муниципальных образований по реализации национальных проектов;

- о состоянии и совершенствовании работы по юридическому обслуживанию муниципальных образований;

- о соблюдении муниципальными образованиями положений Федерального закона № 131;

- о формировании кадрового потенциала муниципальных образований;

- о положении информационной открытости в деятельности ассоциации 'Совет муниципальных образований Белгородской области' и другие.

По всем обсуждаемым вопросам были приняты решения Президиума Ассоциации, которые доведены до муниципальных образований.

Помимо заседаний Президиума Ассоциации и ее комитетов состоялись:

1. Заседание 'круглого стола': 'Актуальные вопросы местного самоуправления в выступлении Президента РФ Владимира Путина на Общероссийском собрании советов муниципальных образований Российской Федерации 23 октября 2007 года'.

2. Заседание 'круглого стола': 'Экологическая составляющая в деятельности муниципальных образований - как фактор повышения качества жизни территориальных коллективов'.

3. Научно-практическая конференция по вопросам традиционных и инновационных форм развития местного самоуправления.

4. Семинар-совещание 'Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений'.

В работе семинаров, заседаний 'круглых столов', научно-практических конференций непосредственное участие принимали как практики, так и ученые ВУЗов Белгородской области, Орла, Воронежа и Ростова-на-Дону. По итогам работы были приняты и опубликованы в печати методические рекомендации и научные доклады участников указанных мероприятий.

В связи с этим следует отметить, что Ассоциация стала центром, объединяющим в единое целое нашу практику. И это очень важно, поскольку для ученого-теоретика важной оценкой его труда является практическая востребованность сформулированных им идей.

Практика не может не удовлетворять тот факт, что на основе его опыта учеными формируются серьезные теоретические обобщения и выводы.

Каждодневная связь работы органов Ассоциации с муниципальными образованиями осуществлялась через оказание консультационной и методической помощи.

За отчетный период работниками исполнительной дирекции Ассоциации было дано более 800 устных консультаций:

- по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона № 131 органами местного самоуправления муниципальных образований Белгородской области;

- по выявлению основных форм непосредственной демократии в решении населением вопросов местного значения соответствующих территорий;

- по анализу форм участия муниципальных образований в содействии развитию малого и среднего бизнеса;

- по законодательству о местном самоуправлении федерального и регионального уровней;

- по определению некоторых проблем реализации норм Федерального закона 'О муниципальной службе' применительно к конкретным муниципальным образованиям;

- о рекомендациях по развитию территориального общественного самоуправления на соответствующих территориях.

За этот же период были разработаны и изданы типографским способом методические рекомендации и справочно-информационные материалы:

1. 'Порядок подготовки нормативных правовых актов органов местного самоуправления'.

2. 'Правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации'.

3. 'Организационно-правовые вопросы реформирования местного самоуправления'.

4. 'Выборные органы муниципальных образований Белгородской области'.

5. 'Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений'.

6. 'Экологическая составляющая в деятельности муниципальных образований - как фактор повышения качества жизни территориальных коллективов' (материалы 'круглого стола' и резолюция) и др.

Перечисленные материалы получили положительную оценку среди членов Ассоциации и стали серьёзным подспорьем в практической деятельности по совершенствованию институтов местного самоуправления в Белгородской области.

С первых дней своего существования Ассоциацией налажена конструктивная работа с Единым общероссийским объединением муниципальных образований (Конгрессом) и обмен информацией по межмуниципальному сотрудничеству. Представители Совета принимали участие во всех общероссийских и межрегиональных семинарах, совещаниях, 'круглых столах', проводимых Конгрессом.

Сегодня представители Белгородчины включены в состав Ревизионной комиссии Конгресса, Совета по развитию МСУ при Президенте РФ, Общероссийского совета муниципальной службы.

Важной вехой этой серьезнейшей работы стало участие в октябре прошлого года делегации Белгородской области в Общероссийском собрании представителей Советов муниципальных образований с участием Президента РФ Владимира Владимировича Путина. Итогом этой встречи стало создание при Президенте РФ Координационного совета по развитию местного самоуправления. Лично Президент страны и участники форума отметили, что установленная 131-м Федеральным законом конструкция представления интересов местного самоуправления состоялась. Роль местного самоуправления значительно возросла, и сегодня муниципалитеты совместно с органами государственной власти участвуют в решении ряда общегосударственных задач.

Мы признательны Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований за его продуктивную деятельность в рамках создания инфраструктуры межмуниципального сотрудничества в масштабах Российской Федерации с целью выражения и защиты общих интересов муниципальных образований и проделанную большую работу по оказанию муниципалитетам правовой поддержки.

Также отмечаем позитивную деятельность Конгресса по формированию единого информационного пространства, организации взаимодействия с органами государственной власти с целью решения общих проблем местного самоуправления и участия в формировании муниципальной политики.

В связи с этим нельзя не сказать о том, что ряд муниципальных образований Белгородской области был отмечен по итогам 2-го Всероссийского конкурса, который проводился по инициативе Конгресса.

Так, Белгород признан лучшим муниципальным образованием в сфере обеспечения информационного сопровождения реформы местного самоуправления.

Новооскольский район стал лучшим в “Социальной сфере муниципального образования”.

Лучшим в России стало Расховецкое сельское поселение Красненского района. Грамотами за участие в конкурсе были награждены Яковлевский район Белгородской области и Череновское сельское поселение Ивнянского района. С удовольствием хотелось бы ещё раз поздравить победителей и пожелать им новых творческих успехов!

2. Мониторинг реализации положений Федерального закона № 131 на территории Белгородской области.

Это одно из важнейших направлений деятельности Ассоциации.

Президиумом, Исполнительной дирекцией налажена продуманная система регулярного сбора и анализа информации о ходе реализации 131-ФЗ и тех проблемах, которые возникают в практике муниципального строительства. С этой целью разработана форма опроса, в которой отражены наиболее важные и сложные проблемы муниципальной реформы.

На основании полученных данных ежемесячно составляются аналитические записки, которые представляются в аппарат губернатора Белгородской области, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатам Областной Думы и другим заинтересованным лицам и организациям.

На основе информации, содержащейся в аналитических записках, формируются предложения по решению насущных проблем местного самоуправления, которые доводятся до муниципального сообщества.

Анализ данных, полученных в результате опроса, позволяет обоснованно судить об успехах и проблемах, которые характерны для сегодняшней ситуации в Белгородской области по реализации 131-го закона.

В частности, одной из проблем является слабое развитие в муниципальных образованиях территориального общественного самоуправления (ТОС). На это следует обратить внимание руководителям муниципальных образований всех уровней.

Кроме того, оставляет желать лучшего и подготовленность депутатского корпуса представительных органов муниципальных образований. С целью устранения этого пробела Президиумом Ассоциации и Исполнительной дирекцией разработаны предложения по обучению депутатов представительных органов городских и сельских поселений.

Излишне напоминать тот факт, что эффективная реализация положений 131-го закона во многом зависит от подготовленности кадров.

Однако если в области существует отлаженная система подготовки и переподготовки муниципальных служащих, то о депутатах почему-то забыли. Вот мы и осмелились взять решение этой задачи на себя, и рассматриваем её в качестве приоритетной для будущей нашей работы.

Всем известно, какое значение в настоящее время придается развитию малого и среднего предпринимательства, как на федеральном, так и на региональном уровне.

В выступлениях Президента РФ Дмитрия Медведева, губернатора Белгородской области Евгения Степановича Савченко много места отводится проблемам совершенствования этой формы экономической деятельности граждан.

Применительно к местному самоуправлению развитие малого и среднего бизнеса позволяет решить несколько экономических и социальных задач: укрепить экономические основы местного самоуправления; способствовать решению проблемы занятости населения; быть надежным источником доходов граждан.

Исследование, проведенное в рамках Ассоциации, и анализ конкретных данных показали, что в муниципальных образованиях активно создают необходимые условия для работы предпринимателей.

В работе муниципальных образований по формированию благоприятной предпринимательской среды можно выделить следующие направления:

- нормативно-правовое обеспечение малого и среднего предпринимательства;

- финансово-кредитная и имущественная поддержка малого и среднего бизнеса в рамках реализации постановления губернатора Белгородской области № 38 от 30 марта 2006 года 'О мерах по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства области' и аналогичных муниципальных программ;

- совершенствование инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказание информационной, консультационной помощи и т.д.

Учитывая актуальность этой проблемы, Ассоциацией был организован и проведен семинар по вопросам поддержки предпринимательства, разработаны методические рекомендации, проведены индивидуальные консультации с главами многих поселений. Эти и другие мероприятия, безусловно, способствовали тому, что в муниципальных образованиях, в целом, добились неплохих результатов в развитии малого и среднего предпринимательства.

В целом можно сказать, муниципальные образования рассматривают малый и средний бизнес, как проверенный источник пополнения рынка товарами и услугами, а свой бюджет - дополнительными доходами.

Поэтому муниципальные образования вовсе не случайно пришли к осознанию необходимости разработки собственных программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса на их территориях.

Другим источником сведений о ходе реализации 131-го закона являются средства массовой информации.

В этих целях осуществляется постоянный мониторинг СМИ, результаты которого ложатся в основу аналитических записок. Мониторинг печатных и электронных СМИ показывает, что в них регулярно отражаются достижения и проблемы, характерные для муниципального сообщества области.

Особое внимание уделяется работе с районными СМИ. Анализируя материалы, опубликованные в районных газетах, Президиум, Исполнительная дирекция Ассоциации получают объективную картину о ходе реализации реформы местного самоуправления: как позитивный опыт, так и некоторые проблемные моменты, используют полученную информацию в планировании дальнейшей работы.

Хочется поблагодарить всех белгородских журналистов за внимание к деятельности Ассоциации, объективную оценку работы Президиума, Исполнительной дирекции, которая находит свое отражение на страницах печатных изданий, в теле- и радиорепортажах.

Кроме того, осуществляется мониторинг федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении. Он позволяет вовремя отмечать все изменения в законодательстве и информировать об этом муниципальные образования.

Помимо этого, источниками информации для мониторинга являются социологические исследования.

За истекший период проведено 5 исследований, в т.ч.: 'Реализация Федерального закона №131-ФЗ 'Об общих принципах организации местного самоуправления', 'Уровень сформированности благоприятной для человека экологической среды', 'Отношение населения к реформе местного самоуправления'.

По результатам социологических исследований получены весьма любопытные данные. Ознакомлю вас с некоторыми из них.

Например, при проведении социологического исследования 'Отношение населения к реформе местного самоуправления' был задан вопрос о степени влияния граждан на принятие решений органами местного самоуправления. 76,6% опрошенных ответили, что они в той или иной степени оказывают влияние на принятие решений. Это очень высокий показатель, который свидетельствует об активности жителей городских и сельских поселений Белгородской области, об их готовности сознательно принимать участие в решении дел, имеющих местное значение.

В целом, результаты указанного выше социологического исследования свидетельствуют о том, что для жителей Белгородской области институты местного самоуправления постепенно приобретают значение базовых ценностей, которые во многом влияют на улучшение качества жизни.

В том, что в сознании людей произошли такие положительные сдвиги в оценках значимости местного самоуправления, конечно же, есть и заслуга всего муниципального сообщества, объединенного в Ассоциации, т.е. ваша заслуга, уважаемые участники съезда.

И наша задача состоит в том, чтобы развивать и в дальнейшем наращивать положительный опыт в муниципальном строительстве.

В этой связи я хотел бы особо отметить активное участие в работе Ассоциации глав муниципальных образований Анатолия Алексеевича Кретова, Ивана Васильевича Бойченко, Фёдора Егоровича Сулима, Михаила Николаевича Понедельченко и многих других.

В целом, мы рассматриваем назначение мониторинга в том, чтобы своевременно выявлять особо сложные проблемы, имеющие место в деятельности муниципальных образований, вовремя их решить, либо устранить, и, в конечном счете, оценить способность муниципальных образований к исполнению 131-го закона в полном объеме.