1. ЧИСТАЯ ПРАВДА

ЧИСТАЯ ПРАВДА

Репортаж о том, как поддерживают чистоту в БелгородеАвтор - Максим ГальперинОпубликовано в журнале 'De Facto' (г. Воронеж)(май 2007 г.)

Когда приезжаешь в Белгород, понимаешь две вещи. Первая: коммунальщики не прочь повторить результат 2000 года, когда Белгород был признан самым благоустроенным городом России. И вторая: чистота и порядок здесь - категории не только экономические, но и идеологические.

УЛИЦЫ

Первое, что бросается в глаза, - отсутствие пыли на дорогах. Проезжая часть убрана на совесть. Чисто даже возле бордюров, где у пыли и грязи традиционно больше шансов найти себе пристанище. Мы въезжаем в город и наконец отрываем взгляд от белгородских дорог, ставших уже брендом. Смотрим по сторонам. Вдоль асфальта тянутся аккуратные газоны с еще не окрепшей весенней травой. Бригада рабочих красит стволы деревьев белой краской. Бордюрный камень уже выкрашен в белый цвет, и оттого улицы выглядят веселее и моложе. Найти урну - не проблема. Кстати, все урны с козырьками, предусмотренными для того, чтобы порывы ветра не разметали мусор.

Занимается уборкой улично-дорожной сети, а также парков, скверов и площадей МУ 'Белгорблагоустройство'. Оно же отвечает за содержание объектов внешнего благоустройства: остановочных пунктов, стел, барьерных ограждений, урн, турникетов.

- Мы ушли от системы, когда подрядные работы выполняли комбинаты благоустройства. Сейчас все организации объединены в одну структуру: 'Белгорблагоустройство', которое финансируется из бюджета по смете, - рассказывает главный инженер этого предприятия Николай БУБЛИКОВ. - Руководители комбинатов благоустройства могли работать на стороне, в ущерб обслуживанию своих территорий. Теперь для каждой бригады введена балльная система: в конце рабочего дня мастер оценивает выполненную работу и ставит баллы. От этого зависит заработная плата.

Спрашиваем: а что представляет собой технология уборки улиц? Бывает у Вас так, что проходит машина со щетками, попутно поднимая тучи пыли...

- Вы что! Это исключено! - прерывает нас Николай Бубликов. - Если в тракторах не предусмотрено орошение, с ними обязательно работают поливомоечные машины. Предварительно увлажняют территорию, и только потом осуществляется механическое разметание. Уборка у нас как с использованием ручного труда, так и механизированная. Есть подметало-уборочные машины - в них, кстати, предусмотрена система орошения. Есть вакуумные машины, которые всасывают мусор...

Отметим, что только в прошлом году по программе технического перевооружения предприятие значительно укрепило парк коммунальной техники. На приобретение новых машин было направлено 29 млн. рублей.

ВНУТРИДВОРОВЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Мы заходим в несколько дворов в центральной части Белгорода и видим такую фишку. Тротуары вымощены плиткой. Представляете? Во дворах - плитка! Само собой, бордюры покрашены (мы быстро привыкли к этому). Но не только в белый, но и теплые малиновый и зеленый цвета. Довольно уютно смотрится. Везде чисто. И ни одной 'ракушки'. По решению администрации все металлические гаражи из города убраны.

Идем дальше и в следующем дворе наконец-то обнаруживаем кучу мусора на земле. Должна же быть ложка дегтя... Впрочем, общего впечатления она не портит.

- У нас работает муниципальная программа 'Реконструкция дворовых территорий'. Она направлена на то, чтобы двор превращался в место досуга, а не место, чтобы пройти от подъезда до остановки, - рассказывает заместитель начальника департамента городского хозяйства администрации Белгорода Владимир КОВАЛЬ.

За последние 4 года на комплексную реконструкцию дворов было потрачено 200 млн. бюджетных рублей.

- Но прежде чем мы начнем реконструировать двор, у нас есть обязательное условие, - продолжает Владимир Николаевич. - Во дворе должно быть сообщество. Совет двора, ТОС, - короче, общественность. Чтобы после завершения реконструкции жильцы сами следили за состоянием двора. И, вообще, формировали микроклимат. Вот если эта общественность о себе заявила, мы заходим во двор. Делаем детские площадки, цветники, фонтаны и т.д. Решая материальные вопросы, мы на самом деле вкладываем в человека.

В Белгороде, кстати, есть памятник дворнику.

- У нас это почетная профессия. На городской доске почета вы обязательно найдете дворников, - вполне серьезно говорит Владимир Коваль.

ОТХОДЫ

Двор многоэтажки. К мусорным контейнерам подъезжает КамАЗ, из кабины выходят двое. Водитель быстро проводит загрузку мусора. А рабочий производит уборку - не только того, что просыпалось на асфальт, но и территории вокруг контейнеров. Экипаж уезжает, оставляя после себя чистую площадку. И так по всему городу.

Вывозом и утилизацией мусора в Белгороде занимается частная компания - 'Экотранс'. Ее директор Николай ШЕИН (кстати, наш земляк - родом из Поворинского района) вспоминает:

- До 2002 года эти функции выполняло муниципальное предприятие. Ситуация с мусором была, мягко говоря, непростая. В частном секторе только 10% населения имели договора на вывоз отходов. Из них 10% платили, остальные - нет. И юридические лица тоже редко заключали договоры.

Сегодня - другое дело. На предприятии создан дееспособный договорной отдел. Администрацией города разработана и надежно действует система, при которой любое юрлицо, открывая магазин или предприятие, обязано заключить договор на вывоз и утилизацию мусора. По правде говоря, в Воронеже тоже есть аналогичное постановление мэрии. Разница в том, что в Белгороде оно - работает.

- У нас каждое предприятие имеет паспорт отходов, - добавляет Владимир Коваль. - В Белгороде все ТБО должны поступать на полигон, там они взвешиваются, данные заносятся в компьютер и сверяются с паспортом. Таким образом, мы контролируем, кто, сколько вывез отходов. Вот в 2001 году у нас было 380 тыс. кубометров отходов. В прошлом году - миллион. По сути, 600 тыс. кубометров до этого 'растворялись' неизвестно куда... Даже при налаженной работе система контроля - обязательна. В Белгороде есть экологическая инспекция, которая жестко отслеживает все потоки отходов и технологию работы с ними.

...Мы едем на мусоросортировочный завод, тоже принадлежащий компании 'Экотранс'. То, что мы там видим, - впечатляет. Мусоровозы подъезжают один за другим и вываливают содержимое кузовов на конвейерную ленту, после чего мусор начинает движение. На первом этапе он попадает в огромный барабан с решетчатыми стенками, которые, вращаясь, отсеивают мелкие отходы. Ссыпавшийся в резервуары 'отсев' - а это 35 - 40% всего объема мусора - сразу отвозится на полигон и захоранивается. На втором этапе мусор поступает в кабину, где вдоль конвейера стоят рабочие и вручную производят сортировку на фракции. Один отбирает только бумагу, второй - стекло, третий - жестяные банки и т.д. Состав фракций формируется в зависимости от спроса на вторсырье. Отобранный мусор будет спрессован и отправится к заказчику - на картонно-рубероидные комбинаты, алюминиевые заводы и проч. Наконец, на третьем этапе оставшийся 'невостребованным' мусор тоже вывозится на полигон.

- Мы отбираем порядка 50% всего объема отходов, которые поступают на завод, - уточняет Николай Шеин. - Это 12-15% от общей массы отходов.

Нужно сказать, что 50% стоимости завода 'Экотранс' оплатил средствами, выделенными областным бюджетом в виде льготного кредита. Под 3% годовых. Сегодня предприятие готово инвестировать собственные средства в новые проекты. Например, планируется приобрести установку по утилизации отработанных машинных масел. В этом году будет куплена установка для переработки медицинских отходов стоимостью около 900 тыс. евро. Она позволит принимать все медицинские отходы от всех учреждений здравоохранения города.

...Закончив работу, мы пару часов гуляем по городу. И все больше убеждаемся: чистоту здесь создают не только коммунальщики, но и сами жители. Признаемся, нам было приятно отметить, что за день нашей командировки мы практически не видели, чтобы кто-то бросил окурок или бумажку мимо урны. Не то чтобы это считается серьезным проступком, но... Просто у белгородцев мусорить не принято.

КОММЕНТАРИЙ

Владимир КОВАЛЬ, заместитель начальника департамента городского хозяйства администрации Белгорода

Экология невозможна без идеологии

- Проблема чистоты решается в трех направлениях. Первое - идеология. Подъезд должен быть продолжением квартиры, двор должен быть продолжением подъезда, улица должна быть продолжением двора. Кроме этого, мы проводим параллель между чистотой и нравственностью. У нас в отдельное направление выделено экологическое воспитание граждан, начиная с детских садиков. Второе - это технология. Продуманность всех нюансов и координация работы на самом высоком уровне. Третье - инфраструктура чистоты. Если нет нормального полигона, мусоросортировки, нет хорошего парка автомобилей, штата работников, то мы чистоты не добьемся.