1. ЭКСПЕРИМЕНТ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ: ДИНАМИКА ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ

ЭКСПЕРИМЕНТ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ: ДИНАМИКА ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ

Федеральным законом №122-ФЗ была изменена форма предоставления социальных льгот путем перевода натуральных льгот в денежную форму (за исключением льгот по ЖКУ). Таким образом, каждый льготник с 1 января 2005 года получает единую денежную выплату (ЕДВ) (как эквивалент ранее действовавшим натуральным льготам), и социальный пакет (медикаменты, санаторно-курортное лечение, проезд в пригородном железнодорожном сообщении).

В качестве дополнительной меры социальной поддержки постановлением губернатора области от 28.01.2005г. № 11 был введен единый социальный проездной билет (ЕСПБ). Его полная стоимость составляет 270 рублей, в том числе 140 рублей оплачивает льготник (из средств, которые даются льготнику в виде ЕДВ), а 130 рублей - компенсация из областного и федерального бюджетов.

В соответствии с законом Белгородской области № 63, льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте, предоставленные отдельным категориям населения по решению органов государственной власти Белгородской области или органов местного самоуправления в Белгородской области, должны ограничиваться определенным количеством поездок, исходя из размера средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.

Таким образом, исходя из стоимости ЕСПБ в 270 рублей определён эквивалент - 38 поездок в автобусе по городу Белгороду.

На основании этих нормативных документов администрацией г.Белгорода с 1 сентября 2006 г. проводится эксперимент по организации пассажирских перевозок граждан льготных категорий, а также пенсионеров (постановление администрации г.Белгорода от 9.08.2006г. № 163). Цель эксперимента - урегулировать взаимоотношения льготников и водителей транспортных средств, которые ранее отказывались перевозить льготников, не получая соответствующую компенсацию.

Теперь при приобретении ЕСПБ каждый гражданин получает книжечку, содержащую талоны стоимостью 7 рублей каждый. Оплата проезда производится этими талонами. При проезде в автобусе гражданин предъявляет ЕСПБ и передает водителю 1 талон. При проезде в троллейбусе гражданин передает кондуктору 1 талон, при этом получает сдачу наличными в размере 1 рубль. Для поездки в пригородных маршрутах пассажир производит обмен талонов, выданных к ЕСПБ на специальные пригородные талоны в соотношении 1:1. Обмен талонов производится в 22 киосках МУП 'Белгородский электротранспорт'.

В эксперименте принимают участие и льготники других районов области, которые могут приобрести ЕСПБ с талонами как в г.Белгороде, так и у себя в районе.

Уже месяц эксперимента показал положительную динамику. Так, в сентябре в городе реализовано 26317 ЕСПБ, в том числе жителям города 23011. Это больше, чем в августе 2006г. (22439), и в сентябре 2005г. (19703).

Талоны стали своеобразной транспортной денежной единицей для льготной категории граждан, а водители, обменивая талоны на деньги, получили реальную компенсацию за каждого провезенного льготника.

Обратим еще раз внимание на то, что льгота на проезд в общественном транспорте с 1 января 2005 г. утрачена. Она заменена, как и другие льготы, единой денежной выплатой. ЕСПБ, введенный в нашей области, является не заменой льготы, а дополнительной мерой социальной поддержки, и ее 'размер', т.е. количество поездок, зависит от средств, предусмотренных в бюджете области на компенсацию выпадающих доходов перевозчикам.

Ну, а с 1 октября 2006 г. льготники получают возможность выбирать для себя более оптимальную форму проезда в общественном транспорте: ЕСПБ за 140 рублей с 38 талонами для поездки в троллейбусе, автобусе, а также в пригородном сообщении или социальный проездной билет за 100 рублей на неограниченное количество поездок в троллейбусе.