1. САМОУПРАВЛЕНИЕ - ДЕЛО КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ.

САМОУПРАВЛЕНИЕ - ДЕЛО КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ.

Материал для журнала 'Ваш успех'(октябрь 2005 года)

САМОУПРАВЛЕНИЕ - ДЕЛО КОЛЛЕГИАЛЬНОЕ.

Местное самоуправление (МСУ) существует в современной России уже более десяти лет. В основном законе Российской Федерации 12 декабря 1993 года местное самоуправление было закреплено, как одна из основ конституционного строя. В августе 1995 года принят Закон РФ 'Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации'.

Признание МСУ, как особой формы публичной власти и особого общественного института, означает признание того, что наряду с частными и государственными, существует еще и коллективный (муниципальный) интерес. Сам термин 'муниципалитет' происходит от латинских слов 'munis' - тяжесть, бремя и 'cipio' - беру, несу. Таким образом, самоуправление - это несение бремени ответственности за положение дел на местах, это бремя общественных дел.

Бытует мнение, что муниципалитет имеет отношение только к проблемам исполнительной власти, и не касается представительной. Такое разграничение, конечно же, не соответствует истинному положению дел.

Сегодня местное самоуправление - это власть, максимально близкая к населению, с особой остротой воспринимающая все проблемы рядового жителя города. Местная власть первой чувствует проблемы в государстве - потому что она ближе всего к людям, лучше знает их жизнь и настроения.

Именно здесь на практике реализуется большая часть гарантированных государством прав и свобод, обеспечивается безопасность, создаются рабочие места, предоставляется медицинское обслуживание, образование, оказываются транспортные, торговые, бытовые, коммунальные и иные услуги. Иными словами, качество жизни населения определяется в значительной мере положением дел в местах непосредственного проживания людей. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересов граждан, проживающих на этой территории.

Сегодня в России создано 12 тысяч 215 муниципальных образований, более тысячи из которых - это большие и малые города.

Центр Белгородской области, являясь одним из двадцати двух её муниципальных образований, представляет собой удачную модель организации местного самоуправления, успешного взаимодействия двух ветвей власти, благодаря чему в нашем городе довольно успешно решаются многие экономические и социальные проблемы.

Организация городской системы органов местного самоуправления построена по модели, для которой характерным является то, что глава МСУ избирается всеми жителями города, возглавляет городскую администрацию, председательствует на заседаниях представительного органа, подписывает принимаемые им решения и имеет право 'вето' в отношении актов представительного органа.

Для того, чтобы наиболее полно представить взаимодействие органов городской власти, необходимо понять структуру и порядок организации органов местного самоуправления. Систему органов МСУ составляют высшее должностное лицо - глава местного самоуправления, представительный орган - городской Совет депутатов, и исполнительный - администрация города.

Глава местного самоуправления, являясь высшим должностным лицом города, представляет город Белгород во взаимодействии с населением, другими муниципальными образованиями, органами государственной власти, иностранными государствами. Он непосредственно руководит деятельностью администрации города, председательствует на сессиях городского Совета депутатов, подписывает правовые акты Совета, назначает на должности и увольняет муниципальных служащих.

Представительный орган города Белгорода - городской Совет депутатов, формируется через систему муниципальных выборов и состоит из 21 депутата, которые избираются на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании по одномандатным округам сроком на четыре года.

Высшей организационно - правовой формой работы Белгородского городского Совета депутатов является сессия, на которой рассматриваются вопросы, отнесенные к ведению и компетенции народных избранников. Среди них: принятие и изменение Устава города, утверждение бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ социально-экономического развития города, установление порядка владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, утверждение правил землепользования и застройки города, а также другие жизненно важные для нормального развития муниципального образования вопросы.

Для организации текущей работы городского Совета из числа депутатов формируются постоянные комиссии по основным направлениям деятельности представительного органа. На сегодняшний день в структуре Белгородского Совета созданы четыре постоянные комиссии: мандатная и по законности, правам человека, связям с органами территориального общественного самоуправления; по планированию, бюджету, налогам и сборам; по муниципальной собственности, социальной политике, предпринимательству, торговле и бытовому обслуживанию населения; по строительству, городскому хозяйству, земельным отношениям и охране окружающей среды.

С января 2002 года начала функционировать Счетная Палата городского Совета депутатов, созданная в соответствии с требованиями бюджетного законодательства как орган финансового контроля. В её компетенцию входит организация и осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами законов, норм и правил, затрагивающих материальные вопросы; контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей местного бюджета; финансовая экспертиза проектов правовых актов, предусматривающих расходование средств городского бюджета; контроль за законностью и целевым использованием средств городского бюджета.

Вместе с тем, основой МСУ, его движущей силой являются сами горожане. Участие белгородцев в местном самоуправления гарантируется конституционными правами избирать и быть избранными, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местной власти, обжаловать в суде решения и действия (или же бездействие) властных структур и так далее.

Органы местного самоуправления, в свою очередь, создают условия для комфортного проживания граждан, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и многое другое, что обеспечивает качество жизни всего населения. Именно в этом вопросе согласие и взаимопонимание исполнительной и представительной ветвей власти просто необходимы. Судя по тому, что сегодня Белгород занимает одно из лидирующих мест во всероссийской 'иерархии благополучия', нам удается в должной мере сохранять конструктивные и деловые отношения между администрацией областного центра и Белгородским городским Советом депутатов, активно сотрудничать и, что говорится, 'вариться в одном котле'. Это отрадно. Тем более, что цель работы чрезвычайно велика - обеспечение достойной жизни человека, проживающего в Белом городе.

В.Потрясаев, глава местного самоуправления г.Белгорода