1. Инвестору
  2. Инвестиционный паспорт города Белгорода
  3. III. Генеральный план развития территории города

III. Генеральный план развития территории города

Планировочная структура

Город Белгород, заложенный как крепость для защиты южных рубежей Киевской Руси и Российской Империи, снова возвратил себе статус пограничного города и является центром контактной зоны России и Украины, что и определило содержание исторического фактора в развитии его планировочной структуры.

Белгород, в основном, занимает территорию двух склонов (бывшей Меловой горы и Харьковской горы) с севера и юга, спускающихся к реке Везелке в месте ее слияния с рекой Северский Донец. Склоны третьей горы (условно называемой «Западной») в настоящее время свободны от застройки (примерно на 2/3). Кроме того, в город входит территория на левом берегу Северского Донца, так называемый «Старый город», и усадебная застройка к северу, югу, западу и востоку от основного ядра города.

Планировочная структура отдельных районов города складывалась индивидуально под влиянием следующих факторов: временного (историческое развитие города) и природного (естественный ландшафт). Основные меридиональные направления (пр. Б.Хмельницкого, Красноармейская — Магистральная, Щорса, Корочанская и Волчанская) и основные широтные направления (ул. Сумская, ул. Губкина — Михайловское шоссе — ул. Макаренко и ул. К.Заслонова) имеют внешние выходы, вдоль которых исторически разместилась усадебная застройка (бывшие слободы, ранее вошедшие в территорию города). Вдоль западной границы города проходит федеральная автодорога Москва — Симферополь («Крым»). Существующие городские транспортные направления нуждаются в дублерах для улучшения транспортного обслуживания всех районов города.

Сложившаяся сеть основных линий железных дорог и долина р. Северский Донец делят территорию города на отдельные планировочные районы, условно названные Центральный, Южный, Западный и Восточный, а районы, насыщенные промышленными предприятиями и коммунально-складскими организациями, в западной и восточной частях города условно названы Западной и Восточной промышленными зонами.