III. Генеральный план развития территории города

Планировочная структура

Город Белгород, заложенный как крепость для защиты южных рубежей Киевской Руси и Российской Империи, снова возвратил себе статус пограничного города и является центром контактной зоны России и Украины, что и определило содержание исторического фактора в развитии его планировочной структуры.

Белгород, в основном, занимает территорию двух склонов (бывшей Меловой горы и Харьковской горы) с севера и юга, спускающихся к реке Везелке в месте ее слияния с рекой Северский Донец. Склоны третьей горы (условно называемой «Западной») в настоящее время свободны от застройки (примерно на 2/3). Кроме того, в город входит территория на левом берегу Северского Донца, так называемый «Старый город», и усадебная застройка к северу, югу, западу и востоку от основного ядра города.

Планировочная структура отдельных районов города складывалась индивидуально под влиянием следующих факторов: временного (историческое развитие города) и природного (естественный ландшафт). Основные меридиональные направления (пр. Б.Хмельницкого, Красноармейская — Магистральная, Щорса, Корочанская и Волчанская) и основные широтные направления (ул. Сумская, ул. Губкина — Михайловское шоссе — ул. Макаренко и ул. К.Заслонова) имеют внешние выходы, вдоль которых исторически разместилась усадебная застройка (бывшие слободы, ранее вошедшие в территорию города). Вдоль западной границы города проходит федеральная автодорога Москва — Симферополь («Крым»). Существующие городские транспортные направления нуждаются в дублерах для улучшения транспортного обслуживания всех районов города.

Сложившаяся сеть основных линий железных дорог и долина р. Северский Донец делят территорию города на отдельные планировочные районы, условно названные Центральный, Южный, Западный и Восточный, а районы, насыщенные промышленными предприятиями и коммунально-складскими организациями, в западной и восточной частях города условно названы Западной и Восточной промышленными зонами.