Специальная оценка условий труда

► Нормативные документы, регулирующие проведение специальной оценки условий труда
Понятие, цели, сроки и обязанность работодателя по проведению СОУТ
Порядок проведения СОУТ в организации
Ответственность работодателя за непроведение специальной оценки условий труда
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы


1. Нормативные документы, регулирующие проведение специальной оценки условий труда

— Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

— Приказ Минтруда РФ от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»;

— Приказ Минтруда РФ от 5 декабря 2014 г. № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты»;

— Приказ Минтруда РФ от 7 февраля 2014 г. № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;

— Постановление Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей».

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ


2. Понятие, цели, сроки и обязанность работодателя по проведению СОУТ

В соответствии с требованиями ст. 212 Трудового кодекса РФ и вступившего с 1 января 2014 года в силу 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» все организации обязаны проводить СОУТ.

СОУТ проводят взамен аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ).

Специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника.

Цели СОУТ:
 — выявить на рабочих местах вредные и опасные производственные факторы;
 — оценить их воздействие на работника;
 — определить степень отклонения полученных значений от установленных нормативов;
 — установить работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, гарантии и компенсации;
 — освободить работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.

Спецоценку на рабочем месте проводят не реже одного раза в пять лет.
Срок исчисляют со дня утверждения итогового отчета.

СОУТ должны провести:
организации, в которых не проводилась аттестация рабочих мест, либо проводилась, но срок дей
ствия результатов закончился;организации, в которых образованы новые рабочие места или изменился технологический процесс.

Все организации обязаны провести спецоценку до 31 декабря 2018 года.

Работодателю предоставляется срок до 12 месяцев на проведение специальной оценки условий труда на вновь созданных рабочих местах. Отсчет начинается со дня ввода их в эксплуатацию.

Три группы рабочих мест требуют безотлагательной спецоценки, если на них ранее не проводили АРМ, либо истек ее срок действия:
1-я группа: рабочие места сотрудников, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
2-я группа: рабочие места, предполагающие гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;
3-я группа: рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных АРМ или СОУТ были установлены вредные или опасные условия труда.

Спецоценку не проводят в отношении условий труда:
надомников;дистанционных
работников;
работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ


3. Порядок проведения СОУТ в организации

1. Утвердить приказом работодателя состав комиссии по проведению СОУТ и график ее проведения. В обязательном порядке в ее состав включить: специалиста по охране труда и представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного аналогичного органа.

2. Составить список рабочих мест, которые необходимо оценить.

3. Выбрать аккредитованную организацию, которая проведет спецоценку и заключить с ней договор.

Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Перечень аккредитованных организаций проводящих специальную оценку условий труда на территории города

№ п/п

Наименование организации

Адрес местонахождения, контактные данные

1.

ОАУ «Центр охраны труда Белгородской области»

 

ул. Пугачева, 5
тел./факс: (4722) 32–08–16, 33–44–78, 33–61–03, 32–69–18
e-mail: cotbo@yandex.ru

2.

ООО «Миларм-Сервис»

Свято-Троицкий б-р, 17
Деловой центр «Славянский», оф. 510
тел./факс: (4722) 32–09–99
e-mail: milarm@bk.ru

3.

ООО «Белгородский санитарно-эпидемиологический сервис»

пр-т. Б.Хмельницкого, 195
тел./факс: (4722) 35–78–30, 35–81–83
e-mail: belses@bk.ru

4.

ООО «Эксперт»

пр-т. Б.Хмельницкого, 133в, 4 этаж, оф. 401
тел./факс: (4722) 26–13–62, 42–13–62
e-mail: ekspert-bel@yandex.ru

4. Идентифицировать и провести измерения вредных и опасных производственных факторов — проводит аккредитованная организация.

5. Утвердить отчет по результатам спецоценки. В течение тридцати календарных дней под роспись ознакомить всех сотрудников с результатами проведенной СОУТ.

6. Разместить результаты спецоценки на официальном сайте организации.

7. Проинформировать ФСС о результатах спецоценки, отразив ее результаты в отчете по форме 4-ФСС.

8. Подать декларацию в ГИТ в Белгородской области (г. Белгород, ул. Николая Чумичова, 124, тел: (4722) 31–75–50) в течение 30 дней с момента утверждения итогового отчета. Декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета. Срок действия декларации может быть продлен на следующие пять лет.

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ


4. Ответственность работодателя за непроведение специальной оценки условий труда

В соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает:

Предупреждение или наложение административного штрафа

Для юридических лиц

от 60 тысяч до 80 тысяч рублей

Для должностных лиц

от 5 тысяч до 10 тысяч рублей

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

от 5 тысяч до 10 тысяч рублей

 

За повторное нарушение в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает:

Наложение административного штрафа

Для юридических лиц

от 100 тысяч до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Для должностных лиц

от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица

от 30 тысяч до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ


5. Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы

Кто должен проводить специальную оценку условий труда арендатор или арендодатель?
Согласно ст. 8 п. 1 Федерального закона № 426-ФЗ, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Таким образом, поскольку лица, работающие у арендатора, не являются работниками арендодателя, проведение СОУТ и все связанные с ней затраты возлагаются на арендатора, если обратное не прописано в рамках заключенного договора аренды.

Является ли изменение наименования организации основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда?
В соответствии со статьей 17 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» изменение наименования организации не является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда. Соответственно, если изменилось наименование организации, но условия труда, оборудование, обязанности работников не изменились, необходимо оформить протокол заседания комиссии со следующим решением: «Признать карты специальной оценки условий труда № _____ от «__» _________ 20__ г. «Наименование организации», действительной для рабочих мест «Новое наименование организации».

Требуется ли проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых работники заняты исключительно работой на персональных компьютерах (ПК)?
Ранее аттестация рабочих мест, на которых работники исключительно были заняты на персональных компьютерах, не проводилась.
Федеральным законом № 426-ФЗ не проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых работники исключительно заняты на персональных компьютерах, не предусмотрено.
Соответственно, необходимо провести СОУТ на данных рабочих местах.
Не проведение СОУТ будет нарушением трудового законодательства.

Что делать работникам при их несогласии с результатами специальной оценки условий труда?
В случае несогласия работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратиться в Государственную инспекцию труда в Белгородской области.

ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ