Состояние защиты населения от ЧС

Защита населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является приоритетным направлением деятельности МКУ «Управление по делам ГОЧС города Белгорода». Одновременно с развитием научно-технического прогресса совершенствуются методы и способы защиты, но основное внимание специалистов управления всегда уделялось именно работе по предупреждению чрезвычайных ситуаций: прогнозированию их возникновения и возможного развития, а также проведению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение максимально возможной сохранности жизни и здоровья людей, снижения размеров материального и экологического ущерба.

Недаром говорят: предупреждён – значит вооружён!

В целом же, понятие «защита от чрезвычайных ситуаций» можно условно разделить на три составляющих:

1. Мониторинг и прогнозирование.

Мониторинг является, безусловно, одним из основных аспектов защиты от чрезвычайных ситуаций. С помощью видеокамер, установленных практически во всех районах Белгорода, Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС «112») осуществляет круглосуточное наблюдение за лесопожарной обстановкой в лесных массивах города, а также соблюдением отдыхающими правил безопасного поведения на водных объектах. Совместно с предприятиями и организациями города организовано патрулирование наиболее пожароопасных участков с целью недопущения разжигания костров, мангалов и иных источников открытого огня. Единая дежурно-диспетчерская служба города Белгорода оснащена современным оборудованием, позволяющим контролировать состояние автоматических пожарных сигнализаций большинства потенциально опасных и социально-значимых объектов города, среди которых учреждения образования, здравоохранения, культуры, крупные торгово-развлекательные центры и промышленные предприятия.

Специалистами МКУ «Управление по делам ГОЧС города Белгорода» был разработан и ежегодно корректируется и после утверждается главой администрации города «План действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций администрации города, ЕДДС «112», ГУП «Белводоканал», МУП «Аварийная служба города Белгорода», МБУ «Управление Белгорблагоустройство», производственного подразделения «Белгородская ТЭЦ» филиала ОАО «Квадра» - «Южная генерация», производственного подразделения «Белгородские тепловые сети» ОАО «Белгородская теплосетевая компания», ОТГ Белгородских электрических сетей филиала ОАО «МРСК Центра» - «Белгородэнерго», филиала ОАО «Газпром газораспределение Белгород» в городе Белгороде».

Благодаря отлаженному взаимодействию с диспетчерскими службами жилищно-коммунального сектора, стал возможным мониторинг систем жизнеобеспечения города, а сотрудничество с Управлением гидрометеорологической службы позволяет специалистам МКУ «Управление по делам ГОЧС города Белгорода» получать достоверную информацию о погодных явлениях, что даёт им возможность, в случае ухудшения метеоусловий, заблаговременно осуществить подготовку сил и средств для ликвидации возможных последствий, а также оповестить жителей города о необходимости принятия мер по обеспечению безопасности здоровья и сохранности их имущества.

2. Планирование.

Анализ многолетних статистических, сейсмологических и метеорологических данных в сочетании с богатым опытом, полученным за десятилетия существования МКУ «Управление по делам ГОЧС города Белгорода», позволили специалистам управления составить максимально полный перечень рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возможных на территории города Белгорода. Специалистами МКУ «Управление по делам ГОЧС города Белгорода» осуществляется учёт и регулярный контроль сил и средств, предназначенных для обеспечения защиты населения, ведётся непрерывная работа по оптимизации «Плана взаимодействия при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций» – документа, в котором содержится подробный алгоритм действий для каждого подразделения, привлечённого к ликвидации последствий любой из возможных на территории города чрезвычайных ситуаций.

Регулярно совершенствуется и нормативно-правовая база: на рассмотрение главы администрации города направляются проекты постановлений и распоряжений, общей целью которых является повышение качества защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций.

3. Профилактика.

Среди мер профилактического характера можно выделить такие важные направления, как:

  • участие специалистов МКУ «Управление по делам ГОЧС города Белгорода» в работе органов территориального общественного самоуправления города;
  • разъяснительная работа с жителями города через средства массовой информации, занятия, встречи о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, экстренных случаях, о мерах предосторожности для их недопущения;
  • регулярные командно-штабные и тактико-специальные учения профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований потенциально опасных и социально-значимых объектов города по ликвидации последствий условных чрезвычайных ситуаций;
  • учебные эвакуационные мероприятия в школьных и дошкольных образовательных учреждениях, детских оздоровительных лагерях;
  • ежедневное патрулирование участков, представляющих наибольшую опасность при «сезонных» чрезвычайных ситуациях: весной – опасность подтопления, летом – опасность возгорания.

В 2015 году администрацией города принято решение о создании на территории Белгорода аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» – современного комплекса, основанного на тесном межведомственном взаимодействии, который позволит не только значительно расширить возможности мониторинга путём увеличения инструментального фонда, но и повысить эффективность использования сил и средств при реагировании на чрезвычайные ситуации (аварии, происшествия). Ожидается, что аппаратно-программный комплекс «Безопасный город» будет способствовать переходу на более высокий качественный уровень в области защиты населения и обеспечения безопасности.